С января 2009 года Герхард Шредер является независимым членом Совета директоров совместной российско-британской компании ТНК-BP. Его задача состоит в том, чтобы проводить политику разрядки среди враждующих между собой нефтяных миллиардеров. Тем не менее холодная война продолжается.
Работа в качестве независимого члена Совета директоров компании ТНК-BP – третьего в России производителя нефти – является в настоящее время для Герхарда Шредера неблагодарным занятием. Бывший федеральный канцлер в январе 2009 года стал членом высшего наблюдательного органа российско-британского совместного предприятия для того, чтобы предотвращать возникновение конфликтов между акционерами, а лучше сказать – для выполнения посреднических функций между дерущимися бойцовскими петухами. Британский энергетический концерн BP владеет 50% акций компании ТНК-BP, и такой же пакет акций принадлежит группе российских акционеров Alfa Access-Renova (AAR).
Однако настоящего совместного предприятия они так и не смогли создать. Скорее, имеет место постоянная холодная война. Компания BP даже назвала «гангстерами» российских миллиардеров - включая олигарха Михаила Фридмана, - контролирующих AAR. Нынешний глава BP Дадли (Dudley) был даже вынужден в свое время покинуть Россию.
Конфликт между акционерами достиг новой высшей точки, когда в середине января компания BP договорилась о создании альянса с контролируемым государством концерном «Роснефть» с целью поиска нефти в российской части Арктики, а также о взаимном обмене активами.
Британцы своими неожиданными действиями продемонстрировали пренебрежительное отношение к своим действующим партнерам в России, к тем самым «гангстерам». По мнению AAR, запланированное параллельное сотрудничество между BP и Роснефтью противоречит договору о создании ТНК-BP. По словам представителей группы, в этом договоре содержится положение о том, что BP должна консультироваться с Советом директоров ТНК-BP в том случае, если британская компания хочет принять участие в других проектах в России. Однако это не было сделано. Группа AAR добилась в Лондоне вынесения судебного решения, которое временно запрещает реализацию этой сделки.
После этого представители BP блокировали предложение группы AAR, которое предусматривало участие ТНК-BP в поисках нефтяных месторождений, проводимых альянсом BP-Роснефть, а также в обмене активами между ними. Как стало известно, три независимых члена Совета директоров – в то числе и Шредер – поддержали предложение AAR.
В этот момент между BP и AAR разразилась настоящая холодная война. Представители ТНК-BP сообщили, что между обеими сторонами «в настоящее время нет никаких переговоров, и они не планируются».
Возникший спор предполагалось уладить за счет включения в Совет директоров ТНК-BP трех независимых членов и доведения их общего числа до 11. Помимо Шредера акционеры пригласили бывшего главу сталелитейной компании Corus британца Джеймса Ленга (James Leng), а также президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина. Шредер оказался в числе приглашенных потому, что BP высоко оценивала его опыт работы и его связи в России. В сравнении с двумя другими «примирителями» только он производил впечатление действительно независимого члена Совета директоров, хотя и с некоторой тенденцией в сторону России.
Шредер уже в течение многих лет поддерживает дружеские отношения с российским премьер-министром Владимиром Путиным. По приглашению Путина бывший федеральный канцлер возглавил совет акционеров компании «Северный поток» - оператора строящегося балтийского газопровода. Доминирующее положение в «Северном потоке» занимает Газпром. Путин в январе недвусмысленно поддержал сотрудничество BP и Роснефти. Позднее он высказывался уже более осторожно. По его словам, глава BP Дадли не сказал ему о том, что сделка с Роснефтью может вызвать недовольство у партнеров компании ТНК-BP.
Попытка внесудебного решения конфликта между BP и AAR, предпринятая 25 марта накануне заседания арбитражного суда в Стокгольме, оказалась неудачной. Суд продлил временное решение о запрете реализации планов BP и Роснефти, принятое одним из судом в Лондоне. BP объявила, что обмен акциями все же состоится. До 14 апреля обе компании хотят осуществить обмен акциями на сумму 16 миллиардов долларов (11,3 миллиарда евро). «Мы победили. Сделка запрещена», - заявил глава группы AAR Стэн Половец (Stan Polovets).
В апреле поссорившиеся партнеры вновь предстанут перед судом – если они к этому времени не договорятся. Шредеру предстоит проделать большую работу.