Цунами в Японии, война в Ливии, мятеж в Сирии… И все это время Кот-д’Ивуар продолжает скатываться в пропасть. В полной тишине. 25 марта в Управлении Верховного комиссара ООН по делам беженцев заявили, что в результате вспышки насилия в стране после прошедших в ноябре скандальных президентских выборов свои дома было вынуждено покинуть около миллиона человек (После второго тура президентских выборов в ноябре 2010 года действующий на то время президент Лоран Гбагбо проиграл своему противнику Алассану Уаттаре. Однако уступать свое место он не собирается. Легитимность победы Уаттаре формальна признала ООН. С марта армия Гбагбо стала применять тяжелое вооружение; по некоторым данным, жертвами столкновений стали 462 человека, в том числе 52 - за прошлую неделю. - Прим. ред.). Некоторые кварталы Абиджана в буквальном смысле пустеют. Как говорит глава Движения за права человека Кот-д’Ивуара Дрисса Траоре (Drissa Traoré), люди пытаются укрыться, где только могут: в деревне, у друзей, в церквях.
Неправительственная организация «Врачи без границ», недавно выпустила полное тревоги официальное сообщение. Вот отрывки из него: «По информации медицинских служб, из-за проблем с безопасностью из шести больниц Абиджана ушел практически весь персонал. К работе вернулась лишь одна больница в Южном Абобо, где с конца февраля «Врачи без границ» взяли на себя оказание срочной медицинской и хирургической помощи в сотрудничестве с Министерством здравоохранения. За три недели медицинские бригады в больнице приняли 273 нуждающихся в неотложной помощи пациента, 225 из которых поступили с пулевыми ранениями. От полученных травм скончалось множество женщин и детей».
Та самая «обязанность защитить», которую использовали для оправдания вторжения в Ливию, выглядит гораздо более актуальной в случае Кот-д’Ивуара. 24 марта во время заседания Европейского совета в Брюсселе Николя Саркози выступил с критикой обстрела мирного населения в Абиджане и призвал ООН отреагировать на события. Парализованная присутствием в стране нескольких тысяч французов и беспрестанными нападками из лагеря Лорана Гбагбо (Laurent Gbagbo), бывшая колониальная держава утверждает, что находится не в лучшем положении для активных действий. Неспособное принять единое решение Экономическое сообщество стран Западной Африки также требует от ООН взять на себя всю ответственность.
25 марта на заседании Совета безопасности Париж представил проект резолюции, нацеленный на запрет использования тяжелого оружия в Кот-д’Ивуаре. В документе была также отмечена необходимость расширить меры по защите мирного населения со стороны миссии ООН в Кот-д’Ивуаре и положить конец агрессии со стороны лагеря Гбагбо.
Париж и несколько соседей Кот-д’Ивуара обвиняют ООН в пассивности и подчеркивают, что у нее в стране есть почти 10 000 человек и мандат, который позволяет использовать силу для защиты гражданского населения. Но хотя мы далеки от того, чтобы снимать с ООН ее обязанности, такие высказывания все же не лишены лицемерия. Всему миру прекрасно известно, что миссия ООН недостаточно хорошо оснащена, чтобы положить конец кровопролитию.
Так, во время нападения «Молодых патриотов» в 2006 году ООН пришлось в срочном порядке обратиться за помощью к задействованным в операции «Единорог» французским отрядам для того, чтобы не дать противнику взять штурмом ее штаб-квартиру в Себроко. На западе страны миротворцам пришлось уносить ноги после столкновений с превосходящими их в плане оружия и техники ополченцами. Как и в большинстве горячих точек по всему миру, эти люди по большей части не готовы рисковать своими жизнями ради защиты населения. Вспомните о том, как в 2008 году в демократической республике Конго индийские миротворцы даже не подняли оружие, в то время как город Гома мог попасть в руки боевиков Лорана Нкунды (Laurent Nkunda). У негодования крупнейших держав было бы больше веса, если бы они сами не боялись действовать на территории страны.
Без политического импульса со стороны Совета безопасности и без желания принять конкретное участие со стороны военных держав (будь то Нигерия в Африке и/или Франция с группой «Единорог», 900 человек из которой до сих пор находятся в Кот-д’Ивуаре и играют роль подкрепления для ООН), к берегу слоновой кости может опасно приблизиться разрушительная волна. И полностью его накрыть.