Вашингтон – Для российской политической оппозиции одни месяцы имеют большее значение, чем другие. Ее движение «Стратегия 31», созданное в 2009 году оппозиционным политиком Эдуардом Лимоновым, призывает граждан собираться на митинги в последние дни тех месяцев, в которых 31 день.
Демонстрации, в которых участвуют ведущие деятели оппозиции, и которые часто силой разгоняют власти, нацелены на отстаивание права граждан на проведение собраний, гарантированное статьей 31 российской конституции.
Эти митинги также являются той площадкой, на которой активисты выступают против всепроникающей коррупции и широко распространенных правонарушений, существующих при правящем тандеме президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина.
Но когда 31 марта полиция арестовала в Москве и Санкт-Петербурге примерно 150 участников митингов, протест «Стратегии 31» перенесли на вашингтонскую почву и провели его перед Белым домом, в тысячах километров от Кремля.
Маленькую демонстрацию, первую в своем роде, организовала в столице США Наталья Пелевина. По ее словам, цензура в российских СМИ, несвобода на выборах, а также подавление оппозиции только усилятся, если у власти останется Путин, которого многие считают главным человеком в государстве.
«Ситуация может улучшиться лишь в том случае, если его не будет [во власти], - сказала она. – Сейчас Путин премьер-министр, и вполне возможно, он будет баллотироваться в президенты. Надо что-то делать, чтобы этого не случилось. Мы думаем, что люди должны постоять за себя, и мы хотим выразить здесь в своем малом составе поддержку оппозиции в России».
33-летняя Пелевина является театральным продюсером и работает в Нью-Йорке. Но в свободное время эта уроженка Москвы возглавляет комитет «За демократическую Россию», который был создан два месяца назад для оказания поддержки политическим переменам в России из-за границы.
Чтобы заметили
По словам Пелевиной, ее организация немногочисленна, и основной костяк там составляют примерно 15 россиян. Среди них бывшие тележурналисты с государственного Первого телеканала, которые, как говорит она, «не смогли смириться» с цензурой. Теперь они являются членами движения «Стратегия 31» и проживают в США. В состав комитета также входят люди, проходившие по делу российского государства против бывшего руководителя ЮКОСа Михаила Ходорковского, в котором многие видят политическую подоплеку.
Павел Забелин, пришедший на акцию протеста в Вашингтоне, несмотря на холодную и дождливую погоду, сказал, что занимался в России бизнесом, однако государство отобрало у него средства к существованию.
«Генеральная прокуратура решила сделать из меня свидетеля по делу ЮКОСа и попыталась убедить меня дать ложные свидетельские показания против высшего руководства компании. Я отверг их предложение», - заявил он.
«Они сказали мне, что я потеряю все: свою свободу, свой бизнес. Да, я потерял свой бизнес, но остался свободным. Они сумели выполнить лишь половину своих обещаний».
По словам Забелина, после этого случая ему предоставили политическое убежище в Эстонии. Теперь он надеется, что его личный опыт станет своеобразным противовесом сегодняшним усилиям Кремля представить Россию на международной арене, в том числе, в США, как привлекательное место для занятий бизнесом.
Пелевина во время акции протеста надела на себя наручники, а на голову – черный пакет, символизируя отсутствие свободы в России. Она также организовала акции протеста «Стратегии 31» в Нью-Йорке, в том числе, перед зданием российского представительства в ООН.
Основная цель протеста в Вашингтоне – выразить солидарность с российской оппозицией. Но выбор места для проведения акций, сказала Пелевина, имеет и вторую важную цель.
«Теперь, я думаю, в США хоть кто-то об этом узнает, - сказала она. – Законодатели узнают, что мы здесь, что мы поддерживаем оппозицию в России. Возможно, это придаст ситуации чуть больше актуальности и серьезности, на что мы надеемся».
Отношения между Вашингтоном и Москвой заметно улучшились, когда президент США Барак Обама начал проводить свою политику «перезагрузки», заключив ряд соглашений с Россией по вопросам, представляющим взаимный интерес, и согласившись не соглашаться в других вопросах. Хотя администрация заявляет, что продолжает осуждать Россию за несоблюдение прав человека, критики говорят, что она пожертвовала демократическими ценностями ради национальных интересов.
Вопрос свободы
Участник протестной акции Дмитрий Арбатов сказал, что за участие в митингах «Стратегии 31» в России его дважды арестовывали, и он провел 15 суток в тюрьме. По его словам, контраст в США совершенно очевиден.
«Здесь есть ощущение свободы. Здесь ты можешь говорить что-то о чем угодно. Здесь ты можешь сказать: «Я русский, и я не согласен с Путиным». Там я этого сказать не могу», - заявил он.
Павлу Забелину, стоящему с антипутинским плакатом в руках, на ум приходит другой контраст.
«Есть еще одна причина, по которой я пришел сюда сегодня. В 2000 году по собственной наивности - скажем так – по молодости, я участвовал в предвыборной кампании, агитируя за кандидата в президенты Владимира Путина в Москве. Более того, я возглавлял его предвыборный штаб в центральном районе столицы, - говорит он. – Получается, что в происходящем сегодня в России есть и моя вина, и я всегда это чувствую. Я чувствую, что должен предпринять какие-то действия ради исправления своих прошлых ошибок».
По словам Пелевиной, она получила письма в поддержку протестов в Вашингтоне от лидеров «Стратегии 31» в России, и надеется вернуться в столицу США снова, собрав еще больше сторонников.