Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Действительно ли Россия нацелена на реформы?

© РИА НовостиЗаседание Госдумы РФ
Заседание Госдумы РФ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пока российский президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин готовятся к выборам в следующем году, россияне видят намеки на будущие реформы. Искренни ли эти попытки? Или это предвыборные обещания?

Москва – В последние два года маленькая группа демократических активистов собиралась на Триумфальной площади в Москве 31 числа каждого месяца. Они перетерпели побои, разгоны, аресты и оскорбления от милиции, все ради того, чтобы отстоять свое право на свободу собрания, гарантированную 31-й статьей  Конституции РФ.

Обычно власти не давали им разрешение на проведение митинга, но в последнее время московская администрация разрешила группе «Стратегия 31» провести свою акцию, в том числе и в минувший четверг, хотя и со значительными ограничениями. Активистов обнадежила смена настроения правительства, и они говорят, что собираются расширить свою кампанию, включив в нее требования свободного и честного голосования на парламентских и президентских выборах следующего года.

Однако более важным знаком того, что в Москве грядут перемены, появился на днях от советников двух еще не объявленных кандидатов на президентские выборы в следующем марте – Медведева и Путина.

Оба лидера сталкивались друг с другом по политическим вопросам и, как утверждают эксперты, оба получили доклады, которые предупреждают о том, что российская централизованная и авторитарная политическая система стала удушающим препятствием дальнейшего экономического прогресса и  что без серьезных политических реформ страна может столкнуться с распадом или революцией в египетском стиле.

«Уже на протяжении некоторого времени общество понимает необходимость демократических перемен, и можно надеяться, что лидеры не глупее остальных людей», - говорит Людмила Алексеева, которая начала свою деятельность как активист по правам человека  в 1960-х годах.

«В обществе давно созрела необходимость демократических изменений, и мы надеемся, что наши лидеры это тоже понимают, - отметила правозащитница. - Как узнать, правда ли это? У нас нет возможности вести открытый диалог с Путиным или Медведевым, поэтому мы просто продолжим бороться за свои права».

Существующее положение «не имеет будущего»

Ранее в марте Институт современного развития (ИНСОР), попечительский совет которого возглавляет президент Дмитрий Медведев, выпустил 95-страничный доклад, в котором отмечается, что существующее положение дел, заведенное бывшим президентом Владимиром Путиным, «не имеет будущего.… Если Россия еще не заслужила свободу жить, то теперь она обязана сделать это, чтобы выжить. И только тогда впервые в истории у нас будет возможность узнать, на что способна эта страна».

Некоторые российские аналитики высказали предположение, что доклад ИНСОРа может быть первым наброском будущей предвыборной кампании Медведева. Если это так, то это может резко пробудить осажденных российских либералов и зарождающийся средний класс, которых политически игнорировали и забыли экономически во время правления Путина.

В докладе приведены 120 мер, которые бы произвели революцию в России, включают в себя возврат к политической конкуренции, свободные и независимые СМИ, укрепление социального общества, усиление контроля Кремля над юридической и финансовой реформами, исключительные меры по борьбе с коррупцией, принятию целого ряда мер по развитию малого бизнеса и укреплению права собственности среднего класса.

«То, что Медведев имеет отношение к нашему институту, не значит, что это его предвыборная программа. Все не так просто, - заявил Игорь Юргенс, возглавляющий правление ИНСОРа. - Мы хотели сформулировать данные тезисы, чтобы они были готовы тогда, когда они понадобятся стране. Когда начнется кризис, будет не до осмысления».

За последние 10 лет правления Путина и Медведева резко сократилось политическое соперничество, выросло число обвинений в отношении Кремля в подтасовке результатов голосований, ввелась фактическая цензура во всех федеральных СМИ, возросла коррупция, спала политическая активность населения, прошла целая серия нераскрытых до сих пор убийств журналистов и правозащитников.

Медведев, протеже Путина, говорил о либеральных реформах все три года своего правления, но так и не смог перейти от слов к делу в большинстве случаев.

«Давно известно, что в Кремле существует двухпартийная система, - считает Юргенс. – Одна - это партия стабильность, ее возглавляет Путин, другая -  партия прогресса, во главе которой стоит Медведев. Мы надеемся, что выборы позволят этим партиям выйти из тени, что даст возможность людям принять самостоятельный выбор».

Путин за реформы?


Неожиданным сюрпризом был тот факт, что один из 21 эксперта, которым Путин поручил в январе разработать план по после кризисным изменениям правительственной «Стратегии 2020», пришел к похожим выводам. Группа Московского Центра социально-консервативной политики представила Путину доклад в начале недели, а позже огласили результаты исследований на заседании в Государственной Думе в четверг.

В резюме своего доклада группы предложила пять возможных будущих сценариев, которые варьируются от сохранения существующего положения, закручивания авторитарных гаек до разных шагов по демократизации страны. Авторы подчеркнули, что «подавление плюрализма» при Путине сильно навредило развитию России, а последствия сохранению существующего положения дел могут привести к тому, что «система еще больше придет в упадок, и ее способность решать проблемы еще больше снизится». Дальнейшее подавление сопротивления может вылиться в рост «недовольства среди населения», а также к возможному приходу к власти в регионах политиков-националистов или даже криминальных элементов».

«Каждый из 21 члена данной группы должен был изучить отдельный аспект экономики, не затрагивая политические вопросы, - заявил Николая Петров, эксперт института Карнеги в Москве. - Самое примечательное, что экономисты теперь говорят правителям, что нужно иметь дело с институциональными изменениями и разрабатывать стратегию политических реформ, без которых будет невозможно осуществить экономические».

Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков в четверг опроверг данные, что работу экспертной группы кто-либо ограничивал, и предостерег, что выводы группы имеют скорее рекомендательный характер и не является призывом к действию для правительства.

Или разговоры о переменах - политическая игра?

Критики считают, что дебаты между аналитическими центрами ведутся исключительно на потребу публике, и что направление развития страны определяется исключительно узким кругом заинтересованных лиц, в основном состоящих из государственных нефтяных, газовых и металлургических компаний, которые не выносят даже намека на возможные демократические изменения.

«Данная активность происходит в свете приближающихся президентских выборов. Путин и Медведев почувствовали, что их популярность падает, потому они начали активные пиар-кампании», - считает Борис Немцов, бывший вице-премьер и сопредседатель коалиции «Солидарность».

Согласно опросу общественного мнения, опубликованного на этой неделе независимым исследовательским центром Левада в Москве, популярность Путина достигла шестилетнего минимума в 69%, в то время как показатель Медведева достиг отметки в 66%, что является минимумом с момента вступления в должность в 2008 году. Для западных читателей данные показатели не кажутся устрашающими, но в контролируемой властью политической культуре в России это воспринимается очень серьезно, ведь доверие к лидерам страны сродни понятию патриотизма.

Немцов, чья партия пытается зарегистрироваться, считает, что изменения должны происходить на деле, а не в академических докладах.

«Наша цель – зарегистрировать партию и выбрать единого кандидата от оппозиции на президентские выборы в 2012 году, -  заявил Немцов. - Если нам не позволят этого сделать, то это будет значить, что никакой политической конкуренции в нашей стране нет, и все эти разговоры лишь блеф».