28 марта. 10 утра. На Болотной площади, в нескольких сотнях метров от Кремля, образовалась огромная пробка. Машины едут впритык друг к другу. Сидящий за рулем своего Ford Аркадий просто вне себя. Правое крыло его автомобиля только что помял грузовик. Он выходит из машины, чтобы поговорить с водителем, неприятного вида коренастым парнем в кепке. Оба они очень возбуждены и обвиняют друг друга. Аркадий уверен в своей правоте: грузовик сделал резкий поворот, а сам он тут совершенно не причем.
Вокруг вставших автомобилей формируется новая пробка. Но что делать? Полюбовных соглашений в России не существует. При малейшей царапине на краске есть только одно решение: вызвать сотрудников ДПС. Однако до приезда инспектора может пройти несколько часов. Необходимо запастись терпением и ничего не трогать.
В этот день обоим автомобилистам повезло: чтобы добраться, инспектору потребовался всего час. Пока он осматривает ущерб, водитель грузовика сидит как на иголках. Если его признают виновным, то он вылетит на улицу, не считая взбучки от начальства за просрочку доставки груза. Да и страховой полис куда-то делся! Аркадий выглядит заметно спокойнее: он застраховался от всех возможных рисков.
Тут водитель отводит инспектора в сторону и по-тихому передает ему несколько купюр, что-то около 2000-3000 рублей. Весомое доказательство невиновности! Нарушителем признают Аркадия. Он пытается протестовать, но безрезультатно.
Последним ударом стало известие о том, что в ближайшие дни ему придется явиться в отделение, чтобы забрать все необходимые для выплаты страховки документы. И снова в игру вступают деньги: Аркадий передает инспектору 500 рублей, и дело оказывается у него в сумке. Он уезжает с этим драгоценным формуляром, на котором, тем не менее, есть одна помарка. Но он еще не знает, что страховщики не принимают бумаг с исправлениями!
Все удовлетворены: на инспектора с двух сторон посыпалась денежная манна, водитель грузовика сможет продолжить работу, а ресторатор Аркадий - заняться своими делами. Взятки стали для него настоящей панацеей. Так, например, однажды его остановили за езду по встречной полосе. Однако несколько купюр и нет вам никакого протокола или лишения прав на три месяца.
Хотя по сути это был «обманный ход». Он просто не знал, что дорога, по которой он каждый день ездил, стала односторонней. По злополучному стечению обстоятельств знак оказался закрыт брезентом, и Аркадий просто не мог его заметить. Инспекторы стояли неподалеку: «Они поджидали меня и с улыбкой заявили, что я был уже двадцатым». Дело было за несколько дней до 8 марта, и Аркадий решил, что им «были нужны деньги на подарки».
Все было решено полюбовно после разговора с инспектором в машине ДПС. «Мы договорились о сумме... он показал мне коробку из-под перчаток, я положил туда деньги. Они становятся все недоверчивее! Думаю, что они боятся аудио и видео записей», - считает ресторатор.
У инспекторов есть причины для подозрительности. С 1 марта после множества скандалов (рэкет, взяточничество, сотрудничество с преступными кругами) для российских правоохранительных органах водится новый закон и новый кодекс поведения. Теперь от них все ждут отказа от взяток.
Особое внимание обращено на инспекторов ДПС. На их патрульных автомобилях будут установлены «внешние и внутренние» камеры, заявил 29 марта глава ГУВД Москвы генерал Колокольцев. В рамках закона все милиционеры (приблизительно 1,2 миллиона на 141 миллион жителей) должны будут пройти тесты для повторного зачисления на службу. При необходимости их собираются проверять на детекторе лжи! «Оборотням» не остается ничего, кроме как хорошо себя вести.
Однако, несмотря на все громкие слова о войне с коррупцией, эти меры затрагивают лишь верхушку айсберга. По данным Верховного суда, 63% приговоров по делам о коррупции касаются взяток размером от 500 до 10 000 рублей, тогда как их средний размер по разным оценкам составляет 61 000 рублей. Здесь также ощущается воздействие инфляции: за последние полгода размеры взяток выросли на 25%. «Проблема в том, что приносить деньги в конвертах приходится буквально за все: место в яслях, подключение к электросети, уход в больнице...», - жалуется мать-одиночка Ирина.
По мнению экспертов, объем коррупционных средств достигает 300 миллиардов долларов в год, что равняется примерно четверти государственного бюджета. Это зараза, которая «засела на самых высоких эшелонах власти», - жалуется оппозиционер и один из авторов доклада по этой проблеме Борис Немцов. Некоторое время назад газета «Московские новости» запустила рекламную кампанию своего нового формата с помощью плакатов с цитатами знаменитых писателей. Среди них были и слова Анатоля Франса: «Честность неотделима от свободы, как коррупция от деспотизма». Несколько часов спустя эти плакаты сняли. Очевидно, они мозолили кому-то глаза...