Неожиданный шаг Кремля на этой неделе с заменой министров независимыми директорами в советах директоров государственных компаний может привести к дальнейшей политической неуверенности в преддверии президентских выборов в будущем году.
Российский президент Дмитрий Медведев заявил, что ведущие чиновники, включая российского вице-премьера и председателя государственного нефтяного концерна «Роснефть» Игоря Сечина, должны уйти со своих соответствующих постов в советах директоров госкомпаний.
Хотя это и шок как для правительственных чиновников, так и для инвесторов, шаг г-на Медведева согласуется с его более широким призывом к модернизации экономики на фоне 35-миллиардной в долларовом выражении программы приватизации.
Критики, однако, заявляют, что потребуется нечто большее, чем просто перестановки в советах директоров, для ограничения наблюдающейся в последние десять лет сильной вовлеченности государства в экономику. Бюрократы от государства в свое время эффективно заменили сильных и сверхбогатых олигархов, которые появились в России в 1990-х.
«Слияние российской политической элиты с советами директоров стратегически важных государственных компаний по существу произвело на свет новый тип олигархов, что ухудшило деловой климат», - говорит Лилит Геворгян из IHS Global Insight.
«Этот нечестивый дьявольский брак создал государственный капитализм в ущерб российскому экономическому развитию. Политики и правительственные чиновники, отвечающие за регулирование бизнеса, находятся в удобном положении, потому что им приходится регулировать самих себя, что вряд ли является идеальной ситуацией для стимулирования конкуренции в России», - говорит г-жа Геворгян.
Проблема с новым предложением г-на Медведева, по ее словам, заключается в том, что правительство Владимира Путина несет ответственность за исполнение президентских приказаний. «Учитывая то, что большинство этих директоров также входят в его (Путина) ближний политический круг, есть шансы, что идея Медведева не реализуется».
Но Маттиас Вестман, исполнительный директор в Prosperity Capital, который управляет норвежскими инвестициями в рамках фонда национального благосостояния в России, говорит, что маловероятно, чтобы г-н Медведев предложил свою идею без согласия своего премьер-министра.
«Я предполагаю, что есть небольшая вероятность того, что он сделал это без согласия Владимира Путина, но, на самом деле, я в этом очень сомневаюсь. В общем и целом они по одну сторону баррикад, и я думаю, оба они понимают, что какие-то положения нужно зафиксировать, на фоне опыта кризиса», - говорит г-н Вестман.
Большой вопрос, заставят ли уйти вице-премьера Сечина.
«Роснефть» сильно зависит от г-на Сечина, которому удалось привести компанию на вершину российской нефтяной промышленности после покупки основных активов сейчас обанкроченной компании ЮКОС. В попытке открыть российский нефтяной сектор для иностранных инвесторов г-н Сечин также в последнее время вел переговоры о сделках с крупнейшими международными нефтяными игроками - ВР, Exxon Mobil Corp. и Chevron Corp.
Г-н Сечин был лично вовлечен в переговоры, по итогам которых «Роснефть» согласилась на обмен акциями ценой в 16 миллиардов долларов и на совместную работу в Арктике с ВР в январе.
Судьба этой сделки, однако же, остается в подвешенном состоянии после того, как миллиардеры-партнеры ВР по уже давно действующему в России совместному предприятию ТНК-ВР смогли заблокировать это новое соглашение. Специалисты по данной отрасли говорят, что крах сделки может рассматриваться как личное поражение г-на Сечина.
«Возможно, будут какие-то конкретные министры, которые не обрадуются данному предложению, но я полагаю, что со временем им придется привыкнуть к этому», - сказал г-н Вестман.