Недавняя размолвка Путина и Медведева из-за Ливии обнажила глубокий раскол в самых высоких сферах политического руководства России и в правящей элите. Однако борьба за власть в России не исчезнет никогда, она лишь будет становиться менее заметной. Уинстон Черчилль назвал это как-то «бульдожьими подковерными схватками». Данная политическая борьба зачастую разыгрывается и в других сферах, таких как журналистика, литература, кино и телевидение.
Распознавание сигналов и политических пристрастий их создателей и заказчиков в российских кинофильмах и телепрограммах это достойная и увлекательная замена кремлеведения советской эпохи. К сожалению, американские творцы политики и эксперты зачастую слишком заняты мелькающими в СМИ событиями, и не следят за менее заметными российскими откровениями. А жаль. Кинорежиссеры от Лени Рифеншталя (Leni Riefenstahl) до Сергея Эйзенштейна (снявшего в 1925 году классический фильм «Броненосец «Потемкин»») совершенно очевидно сыграли огромную роль в изображении и даже в предсказании того, как будут развиваться режимы, которым они служили.
С 2004 года политическая борьба в России ведется в основном не в Думе, попавшей в цепкие руки большинства из партии премьер-министра Владимира Путина «Единая Россия». Теперь эта борьба ведется «по доверенности» на экранах телевизоров и в кинотеатрах.
Настоящей одой «стабильности» (а это важный сигнал Путина) стал очень качественный сериал «Брежнев». В нем густобровый генсек предстает вполне человечным любителем охоты на кабанов, пикников с друзьями, и коллекционером анекдотов про себя самого, который – ну да – не прочь поразвлечься со своей медсестрой (Мария Шукшина). Внезапно весь этот двухполюсный мировой порядок с его холодной войной и застоем, который после смерти Брежнева уступил дорогу перестройке и распаду Советского Союза, кажется не таким уж и плохим. Мораль такова: у нас может быть новый застой при Путине, но, по крайней мере, он дает стабильность и повышает уровень жизни.
На экранах также налицо культ служб безопасности и разведки. Поскольку люди КГБ заполонили высшие эшелоны власти, бизнеса и политики, легко догадаться, на какого зрителя рассчитаны такие сериалы, как «КГБ в смокинге» и «Спецгруппа» («Трое из ФСБ»). Оба фильма укрепляют имидж спецслужб, и россияне упиваются ими точно так же, как американцы наслаждаются «Никитой», «24» и моим любимым – «Спящая ячейка».
Но мы не должны забывать и о воспитательном воздействии 20-го века с его Второй мировой войной, или Великой Отечественной войной, как ее называют в России. Вторая мировая война это тема более сложная. Будучи поистине героическим событием (Советский Союз потерял тогда почти 25 миллионов человек), война дала многочисленные примеры самоотверженности и бескорыстия – причем в стране, опустошенной зверствами коммунистов, коллективизацией и сталинскими чистками. Она объединила население и заставила власть пусть частично и временно, но реабилитировать Православную церковь как средство для сплочения российского народа в борьбе с врагом.
Однако война как таковая используется в российском кино и телевидении для подачи посыла о враждебном окружении России. Киноиндустрия подчеркивает угрозу со стороны Запада (не с востока и не с юга), а порой аплодирует единству народов Советского Союза и коммунистической партии. Война также используется для представления идеи о вере, самопожертвовании и вдохновенном руководстве. Подтекст таков: никто другой, кроме Владимира Путина, не сможет повести за собой Россию в эти трудные времена мирового хаоса. И никто не проводит эту мысль более громко и четко, чем крупнейшая фигура российского кинематографа Никита Михалков.
Михалков отбрасывает гигантскую тень в российском кино. Он родился в 1945 году в семье знаменитых детских поэтов Сергея Михалкова и Натальи Кончаловской. Позднее они участвовали в создании и играли в десятках фильмов, режиссером и продюсером которых был их сын. Карьере Михалкова, несомненно, помогло и то, что его отец написал слова к трем советским/российским государственным гимнам – от Сталина до Путина, писал киносценарии и всегда был близок к власти.
Тем не менее, и у самого Никиты Михалкова ярко раскрылся творческий талант в таких фильмах как «Утомленные солнцем» и «Двенадцать». С 2007 года он возглавляет Союз кинематографистов России и председательствует на Московском кинофестивале. Его фильмы и роли неоднократно завоевывали высокие награды в Ницце, в Каннах и на других кинофестивалях. Он также является успешным продюсером. Его киностудия ТРИТЭ получила крупное финансирование для съемок многосерийного фильма «Утомленные солнцем-2» и телесериала на базе этого фильма. Государственный банк ВТБ предоставил 14,5 миллиона долларов; также государственный Внешэкономбанк дал 5,5 миллиона; Газпромбанк выделил 6,15 миллиона, а Министерство культуры и государственный фонд кино еще 3,35 миллиона долларов. Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК) расстанется примерно с 10 миллионами долларов, чтобы получить права на телесериал. В совокупности студия Михалкова собрала почти 40 миллионов долларов государственных средств.
Дружба Михалкова с Владимиром Путиным – и его преклонение перед российским лидером - выставлены на всеобщее обозрение. Он снял фильм в честь дня рождения Путина, который был показан на национальном телевидении в 2007 году, а также подписал петицию с призывом к Путину остаться на третий президентский срок – в нарушение положений российской конституции.
На всеобщее обозрение также выставляется его любовь к России, к ее истории, религии, к авторитарной форме правления. Михалков это живое олицетворение государственной политики России 19-го века под лозунгом «православие, самодержавие, народность». Этот лозунг сочинил в 1833 году министр просвещения царя Николая I граф Сергей Уваров. Михалков, родившийся в знатной семье, обожает российскую монархию и хочет вернуть ее былое блаженство – возможно, по наивности.
В своих фильмах, в выступлениях на YouTube и в интервью средствам массовой информации маэстро призывает наполнить Россию духом православного христианства, патриотизма и единства правителей и их подданных. К нерусским, составляющим более 20 процентов населения страны, он намерен относиться толерантно, хотя порой относит их к категории граждан второго сорта.
В новых фильмах Михалкова «Утомленные солнцем-2: Предстояние» (2010 год) и «Цитадель» (2011 год) повторяется идея о боговдохновенном, возвышенном и самоотверженном руководстве и одновременно отвергаются разные хайтековские новинки, символом которых являются немецкие захватчики. Главный герой генерал Котов был арестован и подвергнут пыткам в сталинском НКВД, но он готов простить своих палачей ради службы Родине. Во втором фильме, еще не вышедшем в прокат, Котов возглавляет безоружную банду преступников и ведет их на штурм хорошо укрепленной немецкой крепости – на штурм, который может превратиться в кровавую бойню. Но его вера вознаграждена. Происходит чудо: из-за ошибки немцев прогремел мощный взрыв и цитадель пала.
Православная вера также фигурирует в душераздирающей сцене, когда тяжелораненый русский солдат спасает дочь Котова Надю (ее играет родная дочь Михалкова). Солдат крестит ее посреди моря, а затем гибнет от своих ран. Это крещение много раз спасает Наде жизнь, и она продолжает жить, совершая героические подвиги на поле боя в качестве медсестры.
Но хотя такое далекое от жизни ностальгическое кино находит отклик у старшего поколения России, выросшего в советское время на образцах советской эстетики, более молодым зрителям нужен закрученный сюжет и голливудский шик. И в сегодняшней России есть режиссер, готовый дать все это – а также Анджелину Джоли с ее непревзойденной привлекательностью впридачу.
Противоположностью Михалкову является выступающий за Медведева режиссер Тимур Бекмамбетов. Во-первых, он не русский. Он родился в Казахстане, а учился в Узбекистане. Бекмамбетов приехал покорять Москву в 1989 году, когда разваливался Советский Союз. Он быстро пошел вперед и в гору, пройдя путь от кричащей банковской рекламы до больших кассовых успехов, и сделав такие яркие фильмы, как «Ночной дозор» и «Дневной дозор».
Он стал зачинателем кинорекламы в российских кинотеатрах, доведя ее до высокохудожественной формы. Его «Дозоры» были настолько успешны, что Бекмамбетова пригласили снимать голливудские блокбастеры. В 2008 году состоялся его дебют в Голливуде с фильмом «Особо опасен». Кассовый сбор превысил 341 миллион долларов, и работа получила две номинации на «Оскара».
Но настоящим профессиональным фокусом Бекмамбетова стал вышедший в прошлом году комедийный фильм «Елки», который один российский блогер назвал «самой длинной предвыборной рекламой». В нем девочка-сирота пытается выйти на президента России Дмитрия Медведева, чтобы уговорить его сказать в своем новогоднем телеобращении фразу «На Деда Мороза надейся, а сам не плошай». Девчушка из детдома добивается своего, связавшись с шестью людьми, которые исполняют ее желание. Каким-то чудесным образом в фильме появляется президент Медведев – играющий себя самого! Фильм оказался весьма успешным, принеся в кассу 21 миллион долларов.
Бекмамбетов, являющийся мастером монтажа, также изобрел «нанотопливо» для первого российского фильма с супергероем «Черная молния». Все с приставкой «нано» в России очень важно – ведь страна деятельно пытается запустить медведевские планы модернизации.
Неудивительно, что «придворные» российские кинематографисты все чаще подвергаются нападкам. Михалков вызывает противоречивые чувства. Порой он ведет себя бесцеремонно и властно. Его, как и его отца-коммуниста, злобно ненавидит либеральное крыло российской интеллигенции, потому что он обласкан властью.
В последнем потоке публикаций российские СМИ утверждают, что влиятельный заместитель главы медведевской администрации Владислав Сурков, отвечающий за политику и идеологию, а также известный деятель культуры и владелец галереи Марат Гельман начали хорошо скоординированную кампанию по очернению Михалкова. Якобы они дошли до того, что вышли на пиар-агентства Парижа, Лондона и Вашингтона, чтобы те опорочили «Цитадель» и ее создателя. Это звучит довольно странно, поскольку Сурков в итоге почувствовал себя обязанным лично позвонить Михалкову и опровергнуть свою причастность к этому делу.
Знатоки кино говорят о Бекмамбетове пренебрежительно, называя его ремесленником, а не художником. Но именно это превращает его фильмы в блокбастеры. И мало кто в киноиндустрии готов поспорить с таким утверждением.
В.И. Ленин как-то сказал, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино». Сегодняшние российские руководители хорошо помнят эти слова. На них работают два исключительно талантливых режиссера – и тот кандидат, который победит в 2012 году, будет отчасти обязан этим успехом своем человеку в кино. Тем, кто следит за Россией из США, было бы весьма полезно последить и за российскими кинематографическими баталиями, отражающими гораздо более масштабную войну.