ООН и США проявляют интерес к расширению взаимодействия с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС). Правозащитники же призывают проявлять осторожность в этом вопросе, заостряя внимание на роли ШОС в подавлении политического инакомыслия в странах Центральной Азии.
Основанная в 2001 году, Шанхайская организация сотрудничества большую часть своего существования считалась на Западе своеобразным антиамериканским клубом, доминирующая роль в котором принадлежит России и Китаю, а основная цель состоит в ослаблении американского влияния в Центральной Азии. Широко известно, что на саммите 2005 года ШОС призвала американские силы выработать график вывода своих войск с военных баз региона.
Однако в последние годы ООН принялась наращивать свое взаимодействие с ШОС. В июне 2010 года генсек ООН Пан Ги Мун удостоил ее весьма хвалебного отзыва: «ШОС становится все более важным инструментом обеспечения безопасности и интеграции в Евразийском регионе, – отметил он. – Нам доставляет удовлетворение, что взаимодействие между ООН и ШОС столь динамично развивается…Я надеюсь на продолжение нашего сотрудничества в общей работе на благо мира и процветания на всей территории региона ШОС».
Американские дипломаты в последнее время намекают, что Вашингтон тоже может вступить в определенное сотрудничество с данной организацией. Как заявил недавно помощник госсекретаря по делам южной и центральной Азии Роберт Блейк, Вашингтон «пока не принял решения, будем ли мы обращаться с просьбой к ШОС о предоставлении нам статуса наблюдателя либо партнера по диалогу», но «мы думаем, что ШОС является хорошей платформой для поиска решений, направленных на укрепление стабильности и процветания в этом регионе».
Взаимодействие с ШОС несет в себе определенный риск, говорится в новом отчете нью-йоркской организации по защите прав человека в Китае Human Rights in China. В отчете под названием «Борьба с терроризмом и права человека: влияние Шанхайской организации сотрудничества» (Counter-Terrorism and Human Rights: The Impact of the Shanghai Cooperation Organization) подробно описывается, каким образом правовая основа антитеррористической деятельности ШОС нарушает принципы ООН. Авторы документа полагают, что ООН должна уделить более пристальное внимание правозащитному аспекту деятельности ШОС.
Хотя основная полемика в связи с ШОС сосредоточена главным образом на геополитической роли данной организации, «эти геополитические дебаты оставляют без внимания огромнейшее воздействие, оказываемое ШОС на основную категорию людей, а именно на собственных граждан стран-членов ШОС, и на международную систему защиты прав человека», – отмечается в отчете.
Так, например, определение терроризма по ШОС очень близко к официальной трактовке Китаем «трех проявлений зла» – терроризма, экстремизма и сепаратизма. К примеру, два последних часто используются китайскими властями для подавления национальных меньшинств на территории Китая, добивающихся расширения своих культурных и политических прав, в частности тибетцев и уйгуров.
ШОС также трактует терроризм несколько шире, чем ООН, например, допуская, что террористом является лицо, для которого свойственны определенные идеологические взгляды, а не действия. ШОС также делает акцент на определении терроризма как деятельности не столько против граждан, сколько против государства. Такая формулировка противоречит определению данного понятия ООН, подчеркивается в документе.
Членство в ШОС подталкивает центральноазиатские государства к действиям, идущим вразрез с международными правозащитными нормами, добавляют авторы отчета. Так, например, в документе приводится высказывание одного бывшего должностного лица Киргизии, заявившего, что «решение киргизского правительства относительно экстрадиции узбеков, спасающихся от андижанских событий 2005 года – несмотря на вероятность того, что по возвращении на родину им могут грозить пытки и казнь – было принято после того, как им были взвешены требования по экстрадиции ШОС и положения, содержащиеся в Конвенции ООН против пыток. Столкнувшись с этими противоречащими обязательствами, кыргызское правительство пришло к выводу, что требования, содержащиеся в документах ШОС, имеют преимущественное значение», – говорится в отчете.
Однако спорные моменты, касающиеся определений, не расхолаживают ООН в желании расширять взаимодействие с ШОС. ООН ставит во главу угла сотрудничество с региональными блоками в целом, полагая, по словам Пан Ги Муна, что «региональные проблемы требуют региональных решений». ШОС является официальным наблюдателем при ООН, а государства, входящие в ШОС – в частности, Китай, – добиваются для ШОС более активной роли в разработке стратегии по борьбе с терроризмом в регионе.
«Взаимодействие ООН и ШОС – это стоящий под парами скорый поезд, и он уже отходит от перрона. То, что пытаются сделать авторы данного отчета, – это затормозить этот состав», – сказала EurasiaNet.org исполнительный директор организации Human Rights in China Шэрон Хом (Sharon Hom).
В случае с ШОС идея о приоритетном внимании ООН к региональным организациям «не оспаривается», добавляет научный сотрудник Сара МакКьюн (Sarah McKune), принимавшая участие в работе над отчетом. «Преследуют ли отдельные члены организации свои собственные цели, находя нужным игнорировать права человека, – вот вопрос, который не анализируется».
Идея взаимодействия между США и ШОС сравнительно нова. Блейк выступил со своим заявлением уже после того, как работа над отчетом была закончена, и, по словам Шэрон Хом, рассуждать о потенциальном влиянии сотрудничества США с ШОС на правозащитную ситуацию несколько «преждевременно». Отчет является предостережением для стран, рассматривающих возможность взаимодействия с ШОС, включая США.
Идея госдепартамента установить контакт с ШОС, вероятно, проистекает из стремления администрации Барака Обамы активнее подключить Китай к решению центральноазиатских проблем, в частности, процессу реконструкции Афганистана, говорит профессор политологии Колледжа Барнард (Barnard College) и эксперт по ШОС Александр Кули (Alexander Cooley). [От редактора: Александр Кули является членом консультативного совета центральноевразийского проекта Фонда "Открытое Общество". EurasiaNet.org функционирует под эгидой центральноевразийского проекта].
Китай пропагандирует организацию не просто как оборонный блок, но как экономическую структуру, работая над осуществлением инфраструктурных проектов и созданием банка развития. По словам Александра Кули, именно экономические аспекты деятельности ШОС «интригуют» некоторых американских чиновников. В частном порядке многие американские политические стратеги высказывают мнение, что Китай выступает в Афганистане в качестве «вольного стрелка», получая экономические барыши, не неся при этом никакой нагрузки по части обеспечения безопасности или участия в процессе реконструкции. Выступление Блейка и вызвано как раз «надеждой, что Китай возьмет на себя дополнительные обязательства, работая в рамках ШОС», отмечает Кули.
«В стремление наладить взаимодействие с ШОС желаемое выдается за действительное, когда организация воспринимается не тем, чем она есть, а тем, чем она могла бы быть, работая на общественное благо региона, поскольку особо благотворной ее деятельности на ниве развития сотрудничества, выходящей за рамки обеспечения безопасности, пока не наблюдается», – подчеркивает эксперт.
Джошуа Кучера является независимым журналистом, специализирующимся на освещении проблем безопасности. Ведет на сайте EurasiaNet блог Bug Pit.