Продемократические волнения могут сотрясать до самых основ соседние автократии на Ближнем Востоке, но казахстанского многолетнего лидера Нурсултана Назарабева это, похоже, не беспокоит.
Президент Назарбаев, единственный лидер богатой нефтью и газом азиатской страны с преимущественно мусульманским, 15-миллионным населением, известный еще с советских времен, переизбран на еще один пятилетний срок в это воскресенье. По результатам голосования Назарбаев набрал 95,5% голосов, побив тем самым даже собственный предыдущий рекорд 2005 года (91,2% голосов).
Международные обозреватели раскритиковали проведенные выборы, отмечая «серьезные нарушения» в их проведении, а некоторые местные критики называют их «всего лишь декоративным событием», но сам Назарбаев в понедельник с гордостью трактовал массовую явку (до 90%, согласно некоторым источникам) как проявление поддержки со стороны своей страны.
«Конечно, это сенсация для западных государств», – сказал Назарбаев на выступлении перед сотнями размахивающих флажками и выкрикивающих слова поддержки сторонников в столице Казахстана, Астане.
«Если обычно выборы президента разделяют страну на разные партийные блоки, то мы – объединились. Если в мире идет кровопролитие и межнациональные розни – мы едины: все национальности и народности, все религии Казахстана».
Ни один из трех формальных противников Назарбаева не получил больше 2% голосов: на пост президента также баллотировались Жамбыл Ахметбеков, глава про-назарбаевской группы, отколовшейся от Коммунистической партии Казахстана, и проправительственный сенатор Гани Касымов.
Эколог Мэлс Елеусизов, набравший 1,2% голосов, заявил журналистам, что свой собственный голос отдал за Назарбаева. «Победитель – он. Это было вроде соревнования, – прокомментировал свой жест Елеусизов, опустивший бюллетень в Астане, столице Казахстана. – Назарбаев победил, и я пожимаю ему руку».
Некоторые критики полагают, что шумиха и обескураживающее высокие результаты этих выборов вовсе не неожиданность.
Студентка Национального университета Казахстана, пожелавшая остаться неназванной, сообщила, что от студентов требовали явки на голосование под угрозой отчисления, и что специальный человек внимательно следил за тем, чтобы они проголосовали. Местное независимое новостное агентство fergana.ru опубликовало в интернете копии официальных документов, в которых от чиновников государственной администрации на местах требовалось предоставить списки государственных сотрудников вместе с доказательствами, подтверждающими отданный каждым сотрудником голос.
Некоторые казахстанские эксперты возражают, что при всей постановочности этих выборов, результат, вполне вероятно, отражает позицию большинства казахстанцев.
«Эти результаты были предсказуемы. Люди не хотят перемен», – говорит Мурат Лаумулин, эксперт спонсируемого правительством алматинского Казахстанского института стратегических исследований. «Не было никакого соревнования, потому что остальных кандидатов мало кто знал. В любом случае, многие прошлые лозунги и призывы оппозиции были приняты и переработаны властями и частично реализованы… Может быть мы увидим настоящие выборы через пять лет, когда голосовать пойдет новое поколение».
Станет ли Казахстан следующим Сингапуром?
Назарбаев, до плавного перехода к позиции отца независимой нации руководивший Коммунистической партией Казахстана, давно уже отстаивает идею «Евразизма» – сочетания авторитарной политики с либеральной рыночной экономикой, вдохновленный примерами Китая и Сингапура.
«Если поедете в Казахстан, то везде увидите признаки восточного культа личности». На рекламных щитах слоганы вроде: «Назарбаев – второе солнце в нашем небе». Может показаться, что вы в Северной Корее или еще в каком-то таком месте, – говорит Сергей Строкан, ведущий колонки международных событий в московской ежедневной газете «Коммерсантъ». – Но это не вся картинка, ведь Назарбаев также и привнес либеральные рыночные реформы, открыл двери колоссальным заграничным финансовым инвестициям, многое модернизировал и в других областях».
Под управлением Назарбаева Казахстан стал открыт миру, иностранные компании массово ринулись в страну осваивать богатые нефтяные, газовые и ископаемые ресурсы, принеся с собой порядка 120 миллиарда долларов инвестиций. ВВП страны вырос с 700 долларов на душу населения (примерно двадцать лет назад) до 8 000 на сегодняшний день, задавая высочайшие для Средней Азии стандарты качества жизни.
Критика и поддержка
В ежегодном антикоррупционном рейтинге по версии Transparency International за 2010 год Казахстан занимает 105-е место из 178.
Назарбаева, его семью и окружение иногда обвиняют в предпочтении роскоши и во взяточничестве, некоторые из этих обвинений детально раскрываются на сайте Wikileaks. Основные права, такие как право на свободу слова и право на свободу собраний в Казахстане серьезно урезаны.
Зато Назарбаев доказал свою верность Западу, предоставив жизненно-важную помощь в операциях по поставкам осажденным войскам НАТО в Афганистане и помогая американцам в их попытках пресечь распространения ядерного оружия.
В прошлом году Казахстан даже председательствовал в Организации по безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ), и этот год был завершен экстравагантным саммитом в Астане, где в его честь прозвучало много восхвалений со стороны представителей других стран. Назарбаев также предпринял шаги для интеграции казахстанской экономики с соседствующей российской, и, что не удивительно, российский президент Дмитрий Медведев был первым главой государства, поздравившим лидера в понедельник с победой на выборах.
Путем проведения референдума в 1995 году Назарбаев обошел положение казахстанской конституции, ограничивающее возможность избираться в президенты повторно не более двух раз. Этот референдум позволил ему баллотироваться на новый срок, а потом, в 2007 году, он инициирует конституционную поправку, позволяющую ему, и только ему одному, переизбираться столько раз, сколько он захочет.
«Эта система выглядит надежной, пока экономика Казахстана сильна и пока Назарбаев жив», – комментирует Строкан. – Но ахиллесова пята здесь, как и во многих других диктатурах, в том, что все совершенно сфокусировано на одном человеке. Назарбаеву уже 70, и он ничего не сделал для того, чтобы взрастить себе приемника или поощрить какие-либо политические альтернативы. Когда он уйдет, а в один прекрасный день ему придется уйти, и тогда Казахстан может увидеть очень сложные времена».