Среди всех стран Европы Эстония испытывает самые большие проблемы с наркоманией. Лаборатории, расположенные среди лесов и торфяных болот, снабжают синтетическими наркотиками в том числе Скандинавию.
На этот раз Андрей решил серьезно взяться за дело и заказал у дилера больше товара, чем обычные пара граммов амфетамина. «Мы отъехали на 30 километров от Таллина и остановились на заправке Statoil», - рассказывает долговязый четырнадцатилетний подросток. Его спутники сказали ему, чтобы он ждал в кафе со стоячими местами. Передача синтетических наркотиков состоялась в автомобиле на обратном пути в эстонскую столицу. Товар наркоман взял на комиссию. «Амфетамины из-за их характерного запаха нельзя готовить в городе», - объясняет он.
Больше наркоманов, чем солдат
Тайные нарколаборатории в малонаселенной провинции «стали большой проблемой» из-за экспорта в Финляндию, а также частично в Россию, признается Вейко Германн (Veiko German) – молодой глава отдела по борьбе с наркотиками в проблемном таллиннском районе Копли (Kopli). В год его сотрудникам удается обнаружить две-три такого рода лаборатории. Но никто не знает, каково общее количество этих кухонь по приготовлению наркотиков. Герман, ссылаясь на ведущееся следствие, не хочет говорить о том, куда и как перевозятся эти наркотики. Однако профессор экономики Юхан Вярк (Juhan Vaerk) убежден в том, что 90% произведенных в Эстонии амфетаминов через Финляндию поставляется в Северную Европу. Вярк в бурные 90-е годы консультировал отдел по борьбе с наркотиками, когда еще рынок контролировали управляемые из единого центра эстонские, русские и азербайджанские мафиозные группировки. Сегодня торговлю этим товаром держат в своих руках местные мелкие преступные группировки, подчеркивает Германн, высоко оценивающий сотрудничество со своими российскими коллегами. Это, по его словам, важно, так как в Эстонии помимо амфетаминов получил широкое распространение изготавливаемый в России фентанил – синтетический героин.
Около 14 000 эстонцев вводят себе наркотики при помощи шприцев, тогда как значительно большее их количество нюхает, глотает или курит запрещенные вещества. Таким образом армия наркозависимых превышает по численности эстонские вооруженные силы. Катри Абель-Олло (Katri Abel-Ollo) из государственного центра мониторинга наркотиков, сидя в модном кафе в центре города, приготовила цифры, которые способны поразить любого слушателя. По ее данным, около половины эстонских наркоманов являются ВИЧ-инфицированными, а около 90% из них больны гепатитом C. От этого страдают прежде всего молодые люди.
Четыре пятых наркоманов являются русскоговорящими, хотя русское меньшинство составляет всего четверть населения Эстонии. Интеграция русских, по мнению Абель-Олло, проходит очень сложно. Это является теневой стороной образа Эстонии, формируемого бурным развитием информационных технологий продолжает она. «У Эстонии тогда были другие заботы, - объясняет Кристина Йоост (Kristina Joost), - мы должны были защищать нашу независимость и обеспечить экономическое выживание». Сегодня эта сотрудница фонда Convictus, помогающего избавиться от наркозависимости, хочет немного смягчить сопутствующий ущерб эстонского возрождения после 50 лет советской оккупации. Офис фонда Convictus, где можно обменять использованные шприцы на новые, расположен в нескольких шагах от шикарного торгового центра Stockmann. «В районе торговой мили наркоманы все равно появляются каждый день – для того, чтобы что-то украсть», объясняет Йоост выбор места для офиса в столь шикарном месте. Четыре социальных работника каждый вечер разносят чистые иглы. В 2009 году 54% зарегистрированных наркоманов кололи себе амфетамин, а 45% - фентанил. Как говорят специалисты, при введении амфетамина при помощи шприца наркотик действует быстрее и его воздействие намсного сильнее.
Количество больных СПИДом сократилось вдвое
«В сравнении с фентанилом героин – это как вода», - говорит один из бывших наркоманов, который восемь лет назад перешел с водки на синтетические наркотики. Вскоре после этого его автобиографический роман произвел фурор. Расс -главный герой романа «Mina Olin Siin» (Я был здесь) - описывает свой путь от похитителя бензина до наркодилера, и, в конечном итоге, от смерти его спасает только тюрьма. Этот фильм, несмотря на некоторые предельно реалистические сцены, стал в Эстонии таким же популярным, как некогда в Европе лента под названием «Мы дети с вокзала Цоо».
«Только во время съемок я понял, как много мои непрофессиональные актеры знают об амфетаминах», - рассказывает режиссер Рене Вильбре (Rene Vilbre). По его словам, двузначные показатели роста способствовали распространению этого наркотика для вечеринок, тогда как компьютерные игры притупляли естественное восприятие зон опасности. «Когда меня схватили полицейские, я почувствовал облегчение», - рассказывает Андрей, отсидевший недавно 18 месяцев за торговлю наркотиками. Сегодня он – социальный работник. Благодаря программе по обмену шприцев в настоящее время зафиксировано 600 заражений ВИЧ-инфекцией, то есть их стало в два раза меньше, заявляют представители фонда Convictus. «Вместо наркотиков я теперь занимаюсь шприцами», - говорит, застенчиво улыбаясь, Андрей.