В Германии переплетение интересов бизнеса с интересами государства и личными интересами политиков практикуется широко, но не прямолинейно и не афишируется.
Совмещение государственных постов с работой в бизнес-структурах политиками первого и второго «ряда» (министрами, их заместителями, руководителями партий) невозможно. Для этого не требуются даже специальные законы. Министров в Германии назначает партия, пришедшая к власти. Она находится под пристальным контролем конкурирующих партий и избирателей. Для любой партии слишком явная смычка с конкретным бизнесом чревата потерями.
По той же причине в Германии, в отличие от США, не практикуется «превращение» крупных менеджеров в политики. Известен только один такой случай.
Депутаты - многостаночники
Однако для политиков, не находящихся на виду, прежде всего для депутатов, запретов практически нет. Есть лишь требование сообщать о побочных доходах спикеру парламента. Но закон, требующий публиковать эти данные, так и не появился. Поэтому все без исключения концерны и серьезные немецкие компании стремятся заручиться поддержкой депутатов, нанимая их в наблюдательные, опекунские и экспертные советы. Были депутаты, которые работали и получали деньги сразу в десятках фирм.
Очень распространенная практика - приглашение депутатов для чтения лекций. Получив хороший гонорар, депутат, естественно, будет отстаивать потом интересы этой фирмы.
Готов лоббировать что угодно, но за деньги
Самый свежий пример лоббирования интересов бизнеса дали депутаты Европарламента. В видеоматериалах, снятых британскими журналистами, европарламентарий Эрнст Штрассер, бывший министр внутренних дел Австрии, не скрывает, что берет деньги - до 100 тысяч евро - за «продвижение» в парламенте ЕС различных предложений. На том же попались и бывший министр иностранных дел Румынии Адриан Северин, и его бывший словенский коллега Зоран Талер.
Менее криминальна, но не менее спорна практика, которой пользуются видные политики после отставки с ведущих постов. Наиболее известный пример - Герхард Шрёдер (Gerhard Schröder). Через месяц после ухода с должности канцлера ФРГ он возглавил комитет акционеров компании-оператора Северо-Европейского газопровода («Северный поток»). Этот комитет, по сути, является советом директоров, принимающим все стратегические решения в компании.
Шредер и «Северный поток»
Согласие Шрёдера занять эту хорошо оплачиваемую должность в консорциуме с «Газпромом» вызвало резкую критику в Германии. Немецкие СМИ обращали внимание на тесную временную связь между уходом канцлера в отставку и подписанием договора с Россией об этом строительстве.
По мнению неправительственной организации LobbyControl, отставные политики интересны бизнесу тем, что имеют два неоценимых «ресурса»: детальное знание процесса принятия решений политическими структурами и «теплые» контакты с теми, кто принимает эти решения. Поскольку такое лоббирование нарушает все основополагающие принципы конкурентной борьбы, в Германии не раз предлагали ввести некий «временной карантин» - на срок в два-три года - для политиков, желающих перейти в бизнес. Однако все это так и осталось благими пожеланиями.
Лоббисты пишут законы
Неудивительно, что из 60 членов второго правительства Шрёдера (включая министров и их заместителей) 12 человек работают сейчас в различных концернах мирового уровня. Причем занимаются этим политики всех партий. Вплоть до того, что представитель «зеленых» Реццо Шлаух (Rezzo Schlauch) был введен в энергоконцерн, владеющий атомными станциями.
В последнее время в Германии практикуется и еще один способ «привязки» интересов государства к интересам бизнеса. На время подготовки какого-либо законопроекта заинтересованные компании отряжают за свои деньги в соответствующее профильное министерство своих экспертов, которые и проводят там линию этой отрасли или даже конкретной компании.