Французские военные взяли на себя лидерство в проведении двух военных операций по смене режимов на африканском континенте. Во-первых, Франция при поддержке Британии и других союзников по НАТО должна после США взять на себя основную нагрузку по нанесению воздушных ударов в Ливии, о чем сообщает руководство Североатлантического альянса. Во-вторых, французские войска в Кот д’Ивуаре, действующие в соответствии с мандатом ООН, начали применять вертолеты огневой поддержки для нанесения ударов по тяжелому оружию и бронированным машинам действующего президента этой страны Лорена Гбагбо. К выполнению данной задачи они приступили после того, как взяли под контроль ООН международный аэропорт в Абиджане и стали патрулировать некоторые районы в Абиджане, являющемся оплотом Гбагбо. В это время войска, преданные пользующемуся поддержкой Запада претенденту на президентское кресло Алассану Уаттаре, проводят сосредоточение сил и средств для нанесения последнего удара.
По сути дела, Франция в настоящее время является лидером Запада в обоих конфликтах. До сих пор эта страна предпочитала не вмешиваться напрямую в дела Кот д’Ивуара против Гбагбо, и лишь на словах вела наступление в Ливии, в то время как реально военными действиями на начальном этапе руководили Соединенные Штаты. Но в понедельник Париж фактически начал руководить военными операциями в обеих странах Африки. Французские войска в Кот д’Ивуаре лишают режим Гбагбо стратегических преимуществ по отношению к наступающим силам Уаттары, а ВВС Франции в Ливии должны сейчас взять на себя основную тяжесть боевых действий.
Официально ни та, ни другая интервенция не имеет отношения к смене власти. Однако французские официальные лица неоднократно подчеркивали, что ливийский лидер Муаммар Каддафи больше неприемлем в качестве руководителя этого североафриканского государства, и активнее всех остальных добиваются его свержения. Тем временем, оказание авиационной поддержки войскам Уаттары в критический момент, когда они готовятся к решающему и заключительному наступлению в Абиджане, фактически и есть смена режима – но только не в заявлениях ООН, которая в понедельник опровергала свое вмешательство в конфликт на стороне одного из противоборствующих лагерей.
Но на самом деле, как показывает состоявшийся в понедельник телефонный разговор между президентом Франции Николя Саркози и Уаттарой, Париж не только помогает противнику Гбагбо, но и напрямую согласовывает с ним свои действия на самом высоком уровне.
Участие в двух операциях по смене режима одновременно это высокозатратное с политической точки зрения предприятие. Смена режима – дело непростое, и неудача в его осуществлении может быстро аукнуться дома, как выяснил на промежуточных выборах в 2006 году президент США Джордж Буш. Проблема в том, что неудача способна проявиться в разных формах – от провала со сменой власти до сбоев в борьбе с партизанским движением, которое вполне может возникнуть после такой смены. Поэтому усилившаяся столь внезапно любовь Парижа к риску требует пояснений. Зачем Саркози инициировать сразу две военные операции на разных концах этого очень крупного континента, если уже в одном из них – в Ливии – провал на данный момент кажется гораздо более вероятным, чем успех?
Ответ прост. По данным некоторых опросов, Саркози настолько непопулярен, что если бы сегодня состоялись выборы, он не прошел бы даже в первом туре. Поэтому он и воспользовался двумя военными операциями, чтобы заручиться поддержкой избирателей в преддверии намеченных на 2012 год выборов. В прошлом Саркози добивался определенных успехов в повышении своей популярности за счет международной активности. Его собственная партия потихоньку думает о том, чтобы выставить в 2012 году другого кандидата. Им может стать премьер-министр или министр иностранных дел Саркози. Кроме того, за рамками его партийного истэблишмента также может появиться новый правоцентристский кандидат. Сейчас нельзя с уверенностью говорить о том, что французское общество окажет большую поддержку Саркози по причине его сегодняшних акций на международной арене, однако президенту нечего терять, а следовательно, такой риск является приемлемым.
Но соответствует или нет политическим интересам Саркози военное вмешательство за пределами страны, это отнюдь не говорит о том, что Франция способна осуществить его успешно. Следует заметить, что это выбор самого Саркози.
Следует также отметить, что Франция обладает возможностями для проведения военной интервенции в двух африканских странах, в то время как ее войска также действуют в Афганистане. У Франции в данном случае есть ряд преимуществ. Первое заключается в том, что Ливия находится сразу за Средиземным морем, а второе – что возле Кот д’Ивуара у Франции имеются свои военные объекты. Но эти операции все равно демонстрируют экспедиционные возможности Парижа, которым нет равных во всей Европе. Важно и то, что внутри страны было очень мало противодействия участию Франции в обеих военных миссиях. В этом существенное отличие от враждебного настроя французского общества по отношению к американской интервенции в Ираке, и даже к международной, но возглавляемой американцами кампании в Афганистане. Кроме того, Франция действует в Ливии и Кот д’Ивуаре самостоятельно, не обращаясь за содействием к Германии. Ось Берлин-Париж на протяжении последних 12 месяцев тесно взаимодействует по всем вопросам экономического кризиса в еврозоне, объединяя усилия всякий раз, когда приходится объявлять решения остальным странам-членам Евросоюза, что вызывает у них существенное недовольство. Париж в этой оси играет в основном роль младшего партнера, и очень редко уклоняется от курса, продиктованного Берлином. Париж также стоит очень близко к Лондону и Берлину при проведении этих двух интервенций, и по сути дела, возглавляет реакцию Запада на события в обеих странах, во многом втягивая сомневающуюся Америку в ливийскую кампанию.
Это не выводы, а лишь аспекты французского вмешательства, которые, на наш взгляд, заслуживают внимания. Франция это самая дееспособная европейская страна в вопросах экспедиционной деятельности. Вне зависимости от того, что думает американская общественность по поводу французской оппозиции иракской войне, общество Франции в целом не уклоняется от войны (его противодействие войне в Ираке в большей степени было основано на антиамериканизме, чем на неприятии конфликтов). И когда дело доходит до международной политики, Франция избегает взаимодействия с Германией, в отличие от ее подходов к кризису еврозоны.
Следовательно, эти интервенции в большей степени играют внутриполитическую роль. Франция хочет уведомить Германию о том, что если Европа намерена стать настоящим глобальным игроком, ей нужен как военный, так и дипломатический потенциал. Поэтому, чтобы Европа что-то значила, нужна экономическая мощь Германии и военная мощь Франции. Пока Франция доказывает свою значимость в вопросах, абсолютно не интересующих Германию (Ливия и Кот д’Ивуар), связанные с подачей такого сигнала издержки невелики. Проблемы могут возникнуть тогда, когда между Парижем и Берлином появятся противоречия в видении перспективы. А эти противоречия вполне могут появиться в тот день, когда Париж вместе со своими натовскими союзниками США и Британией посягнет на интересы Берлина. Скажем, где-нибудь к востоку от Одера…