Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российская стальная вертикаль

Металлургические предприятия в России создают себе ценовые преимущества за счет самообеспечения сырьевыми ресурсами

© РИА Новости / Перейти в фотобанкМагнитогорский металлургический комбинат
Магнитогорский металлургический комбинат
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Металлургические предприятия в России создают себе ценовые преимущества за счет самообеспечения сырьевыми ресурсами. Легендарная магнитная гора уже не та, что была раньше. Запасы железной руды иссякли – рассматривается вопрос о том, чтобы вообще срыть эту уральскую гору.

Металлургические предприятия в России создают себе ценовые преимущества за счет самообеспечения сырьевыми ресурсами. Легендарная магнитная гора уже не та, что была раньше. Запасы железной руды иссякли – рассматривается вопрос о том, чтобы вообще срыть эту уральскую гору. Но без нее не было бы ни Магнитогорска –«города магнитной горы», - ни Магнитогорского металлургического комбината (ММК).  Этот комбинат, который - как и сам город - любовно называют «Магниткой», многое повидал на своем веку. Когда-то он был образцовым проектом первой советской пятилетки. Сегодня он продолжает оставаться крупнейшим сталелитейным предприятием в России.

Последний по времени удар был нанесен финансовым и экономическим кризисом. Производство сырой стали достигло в 2007 году 13,3 миллиона тонн. А в 2009 году было произведено всего 9,6 миллиона тонн. Осторожное преодоление кризиса немного повысил спрос. В прошлом году было выплавлено уже 11,4 миллиона тонн стали.

Но на этом дело не должно остановиться. ММК вкладывает большие средства в модернизацию оборудования и расширение своих мощностей. В 2015 году планируется производить уже более 18 миллионов тонн стали. «В последние десять лет мы инвестировали свыше 8 миллиардов долларов, и при этом более 5 миллиардов в прошедшие четыре года были вложены в комбинат в Магнитогорске», - рассказывает группе иностранных журналистов председатель совета директоров ММК  Виктор Рашников. Рашникову принадлежит примерно 87% акций ММК, и он вместе с Владимиром Лисиным (НЛМК), Алексеем Мордашовым («Северсталь») и Игорем Зюзиным («Мечел») принадлежит к числу российских стальных баронов, которые являются главными акционерами и руководителями своих предприятий.

Как и другие российские сталелитейные комбинаты, ММК использовал период кризиса для того, чтобы ввести в строй новое оборудование и усовершенствовать уже имеющееся. В 2009 году был введен в эксплуатацию прокатный стан, на котором в первую очередь производятся листы для труб. Этим летом будет введен в строй еще один объект, который позволит Магнитке поставлять продукцию в первую очередь для местных и иностранных автопроизводителей. Это позволит в следующем году увеличить объем более дорогой продукции примерно на 50%. При этом ММК делает ставку на политику российского правительства, направленную на замещение импорта комплектующими местного производства.

Магнитогорский комбинат, на долю которого приходится 17,7% российского рынка стали, уже и раньше концентрировался в своей работе на России. Приблизительно 70% его продукции реализуется внутри страны, и это самый высокий показатель среди российских сталеваров. Однако ММК рассчитывает также занять место на быстро растущем международном рынке, развивая отношения в том числе с Турцией. Российское предприятие объявило о полном поглощении компании ММК-Atakas – совместного предприятия с турецкими партнерами. ММК намерен потратить 2 миллиарда долларов на создание сталелитейного завода, который, начиная со следующего года, будет ежегодно производить 2,3 миллиона тонн стали.

Другие российские сталелитейные компании – «Северсталь», «Мечел» и Evraz - были не столь консервативны и нерешительны в своей заграничной экспансии. Участие «Северстали» в проектах в Северной Америке стало особенно обременительным. Недавно эта компания решила продать около двух третей активов своего североамериканского подразделения. Еще один проблемный случай – это концерн Lucchini, мажоритарный пакет акций которого на свой страх и риск приобрел владелец «Северстали» Мордашов.

Кризис умерил существовавшие экспансионистские планы, Улучшение экономического положения может вновь сделать актуальным вопрос о консолидации. Глава совета директором ММК Рашников не исключает варианты поглощений ни внутри страны, ни за ее пределами. Однако ММК, по его словам, не заинтересован в слиянии.

С начала года цены на сталь сильно повысились. С одной стороны, это объясняется увеличивающимся спросом. По данным организации World Steel Association, спрос, поддерживаемый Китаем и другими развивающимися экономиками, увеличится в этом году на 5% по сравнению с прошлым годом. С другой стороны, на повышении цен оказывает влияние рост показателей, связанных с железной рудой и углем. С конца прошлого года ММК повысил цены на 20%. Это свидетельствует о способности российского предприятия частично перелагать удорожание сырьевых материалов на потребителей своей продукции. Это особенно важно для Магнитки. Наряду с НЛМК Магнитка представляет собой сталелитейный концерн с минимальной вертикальной интеграцией. «Мечел», например, одновременно является крупнейшим в России производителем угля. Если говорить в целом, то российские сталевары по сравнению со своими иностранными конкурентам – за исключением бразильских предприятий – имеют ценовое преимущество по причине вертикального доступа к железной руде и углю. К этому следует еще добавить доступ к дешевой энергии.

Хотя продукция НЛМК (340 долларов за тонну стали) и ММК (362 доллара) и является наиболее дешевой в России, эти два предприятия в большой степени почувствуют увеличение цен на сырье. Чтобы избавиться от этого недостатка, ММК хочет увеличить свое участие в предприятиях, поставляющих сырьевые материалы. Этот концерн, полностью покрывающий при помощи своей дочки потребность в металлоломе, приобрел в 2009 году мажоритарный пакет акций производителя угля «Белон». Таким образом поставки угля для ММК обеспечены теперь на 35%. В ближайшие годы этот показатель должен увеличиться до 80%.

Объявление Evraz о продаже 40% акций производителя угля «Распадская» вызвало волнение в отрасли. Все остальные сталелитейные предприятия стали также упоминаться в связи с «Распадской». Рашников говорит о том, что ММК рассматривает – наряду с другими – и этот вариант. Просачивающиеся сведения о цене свидетельствуют о том, что это будет не дешевая сделка. Для повышения уровня самообеспечения железной рудой ММК приобрел лицензию на разработку Приоскольского месторождения, запасы которого весьма значительны и составляют 2 миллиарда тонн. Это было сделано для того, чтобы на десятилетия вперед обеспечить свои потребности в этом виде сырья.

Некоторые российские сталелитейные предприятия, имеющие имеют достаточно большие задолженности, делают ставку не только на ценовые преимущества в сравнении с ситуацией на мировом рынке, но и стремятся увеличить свою долю на российском рынке. В прошлом году внутреннее производство в стране увеличилось на 12%, и это было обусловлено в первую очередь ростом внутреннего спроса. Особенно Evraz получает выгоду от растущих объемов строительства. Определенные надежды связаны также с планами российского правительства по расширению инфраструктуры. Не только ММК, но и «Северсталь» надеется, например, на более высокие темпы роста на атомном рынке.

У подножья магнитной годы на Урале многие уверенно говорят и о возможном вступлении России во Всемирную торговую организацию. Директор по рынкам капиталов концерна ММК Дмитрий Усанов говорит о том, что после вступления России в ВТО улучшатся, например, возможности, связанные с доступом на европейские рынки. Однако самые крупные потребители комбината в Магнитогорске находятся, по словам Усанова, в радиусе 500 километров, и высокие транспортные расходы поставят в невыгодное положение иностранных производителей.