Еще недавно казалось, что блэровская эпоха «либерального интервенционизма», триумфально начавшаяся в 1999 году успешной операцией по защите Косово, похоронена под трупами десятков тысяч мирных жителей Ирака.
Хаос, возникший после того, как Тони Блэр и Джордж Буш давили в 2002-2003 годах на Совет безопасности ООН по иракскому вопросу, должен был положить начало новому периоду изоляционизма.
Барак Обама был избран президентом в 2008 году на волне антивоенных настроений. В прошлом году на Даунинг-стрит пришел Дэвид Кэмерон, считавший, что Запад не может «сбрасывать демократию с высоты в 40 000 футов».
Однако в последние три недели Совбез ООН с готовностью принимал резкие резолюции, одобряющие ракетные удары по кровавым тиранам, причем на сей раз при значительно меньшем участии англо-американского крыла.
И резолюция 1973 по Ливии, и резолюция 1975 по Кот-д'Ивуару дают внешним силам право использовать «все необходимые меры» для защиты мирных жителей от насилия – то есть практически карт-бланш.
Как заметил вчера вечером западный дипломат, работающий в ООН, эти резолюции показали, что члены Совета безопасности серьезно относятся к принятой в 2006 году доктрине «обязанности защищать», обещающей «своевременные и решительные действия» в ответ на злодеяния.
«Телерепортажи и угроза гуманитарной катастрофы заставляют людей не ждать, пока случится что-то вроде резни в Руанде», - заявил он вполне в духе времен Буша и Блэра.
По словам дипломата, важную роль в обоих случаях сыграло одобрение операций соответствующими региональными структурами. В случае Ливии это была Лига арабских государств, а в случае Кот-д'Ивуара - Экономическое сообщество стран Западной Африки и Африканский союз. «России и Китаю было трудно сказать ”нет”, раз сами арабы и африканцы говорили “да”», - заметил он.
Важную роль также сыграл воинственный настрой Парижа, сменившего «Non!» времен Ширака на горячую военную и символическую поддержку военных операций.
Если г-н Обама продолжает держаться в тени, то Николя Саркози, столкнувшийся с внутриполитическими проблемами, решил «застолбить» за собой обе операции, поторопившись заявить о своей позиции раньше остальных коллег.
Возможно, надолго такое положение дел не сохранится. «За прием этих резолюций еще придется расплачиваться, - считает дипломат. – Скажем, индийцы были крайне недовольны и уступили с большой неохотой».
Однако пока в штаб-квартиру ООН неожиданно вернулся дух 1990-х, с его «нельзя бездействовать» и разговорами о едином «международном сообществе».