Известные нам доклады о пиратстве в основном направлены на то, чтобы создать некую единицу измерения этого явления, представить его в качестве вызова, на который должны ответить экономики развивающихся стран. На первый взгляд, это объясняет тенденцию к усиливающейся криминализации и оправдывает усилия по ее снижению в таких странах, как наша. Однако наряду с таким подходом начинают вырабатываться другие, призывающие задуматься о причинах, а не только о последствиях.
Последний доклад Совета по социологическим исследованиям (The Social Science Research Council, SSRC) под названием “Информационное пиратство в развивающихся экономиках (Media Piracy in Emerging Economies)” рассматривает данный вопрос именно с другой точки зрения. Его авторы анализируют пиратство с точки зрения потребителя, а не производителя на основе положения, сложившегося в Бразилии, Индии, России, Южно-Африканской Республики, Мексики и Боливии.
Как полагают исследователи, пиратство предоставляет гражданам динамично развивающихся стран доступ к интеллектуальной продукции. Они считают, что, несмотря на успехи в деле глобализации культуры средств массовой информации, она не сопровождается (по крайней мере, в юридическом плане) демократизацией доступа.
В докладе говорится, что пиратство является результатом недоработок в бизнес-стратегии промышленности, которая защищает структуру цен на товары в странах с высоким уровнем жизни в качестве его естественного рынка, удерживая при этом главенствующие позиции на рынках развивающихся стран в надежде на то, что доходы их жителей вырастут.
Недоработка заключается в том, что за последнее десятилетие доходы в странах с развивающейся экономикой не выросли, но при этом сильно снизились технологические затраты.
Интересно, что с целью подтверждения результатов доклад публикуется со ссылкой на лицензию «Дилемма потребителя». Он представляет собой «эстетическую» стратегию активности: если ты скачаешь доклад, находясь в развивающейся стране, это тебе не будет стоить ничего, если из развитой, то нужно заплатить 8 долларов, а если скачаешь для использования в особых целях (допустим, коммерческих), то это уже будет стоить 200 долларов.
Параллельно они создали группу поддержки в Facebook со списком сайтов, с которых можно скачать доклад бесплатно, а также людей, которые могут переслать его по почте, предварительно скачав в развивающейся стране. От потребителя добиваются, чтобы он задал себе вопрос: Что я буду делать, если товар стоит гораздо дороже того, что я готов заплатить? Воспользоваться пиратской продукцией? Такова дилемма, которая, как считают авторы доклада, встает перед потребителями из развивающихся стран.