Тель-Авив – Военная операция Запада в Ливии превратилась в показ военных мод сомнительного достоинства. Чтобы убедиться в этом, нет нужды верить на слово американским и натовским военным руководителям – ведь многие из них, включая шефа Пентагона Роберта Гейтса и генсека НАТО Андерса Фога Расмуссена, практически с самого начала интервенции без умолку повторяют свою песню о том, что «военного решения нет».
Нет также нужды верить аналитикам, пытающимся объяснить, с чем вообще связано это шоу. Достаточно взглянуть на все эти «тайные» и «дипломатические» события последних дней, которые создают впечатление доброкачественной мыльной оперы с налетом фарса. Однако люди в Ливии страдают от этого спектакля по-настоящему.
Оказавшись не в состоянии ослабить или уничтожить армию Муаммара Каддафи, союзники на прошлой неделе организовали серию политических дезертирств, самым заметным среди которых было бегство министра иностранных дел Мусы Кусы (Moussa Koussa). Запад раструбил об этом как о крупном успехе. Как признался на слушаниях в американском Сенате министр обороны Роберт Гейтс, стратегия смещения ливийского лидера превратилась в слабую надежду на то, что Каддафи уберет кто-нибудь из его собственного окружения. Похоже, союзники делают ставку на разногласия между сыновьями полковника, которые сохраняются на протяжении нескольких лет. Есть некий теоретический шанс, что они преуспеют в этом. Однако гораздо больше шансов на развал их собственной «коалиции желающих» еще до устранения Каддафи.
Эта «игра» стала настолько отвратительной, что сегодня отброшены в сторону все претензии на открытость и честность. Полным ходом идет кампания дезинформации, рассчитанная на недолгое внимание и отсутствие настоящего интереса у западной аудитории. Вчерашние обещания сегодня забываются или искажаются до неузнаваемости.
Официально НАТО не координирует свои воздушные удары с повстанцами и не вооружает их. Официально в Ливии нет никаких подразделений специального назначения. Но все это - впредь до дальнейшего уведомления, которое, конечно же, последует, но задним числом. Повстанцы, чье «демократическое» правительство состоит главным образом из бывших правительственных чиновников, завербованных ЦРУ агентов и оппортунистов без постоянного ангажемента, это, наверное, самая большая мистификация. Они еще несколько дней тому назад утверждали, что их единственный западный советник это Google. А корреспонденты на местах думают и гадают, откуда отппозиция вдруг получила все эти ракеты, которых еще недавно у нее не было. Какие такие ракеты?
У НАТО богатый опыт дезинформационных кампаний, и черпать знания ей есть откуда. Даже утверждения Запада о потерях – и те просто криком кричат о Сербии. Вспомните, например, о 100000 албанцев, погибших в Косове. На поверку оказалось, что погибших там около 3000. Затем задумайтесь над следующей статистикой по Ливии, которую удалось отыскать Asia Times Online. Американские официальные лица утверждают, что в результате операции удалось спасти от 50000 до 100000 жизней. При этом они основываются на приблизительных данных о потерях, составивших к 25 марта примерно 2000 человек.
И совершенно непонятно, как альянс, неспособный побить Каддафи на поле боя, где у Запада есть огромное преимущество (в военной технике), надеется победить полковника в игре, в которой у него на руках все козыри. Ливийский лидер мастер дезинформации и двуличия. Мастерство его настолько велико, что на полковника уже давно навесили ярлык человека «нерационального и даже «сумасшедшего». Лишь небольшим примером тому могут служить его многочисленные объявления о прекращении огня, выполнять которые он никогда не собирался. В среде, где правду невозможно отличить ото лжи, этот человек просто расцвел бы. Он мог бы даже реабилитировать себя, сделав это в манере шекспировского шута, чье безумие является отражением безумия мира, и который в итоге говорит правду власти.
Противостояние на земле быстро превращается в тупиковую ситуацию и в политику выжидания того, чей лагерь развалится первым. Обе стороны демонстрируют признаки усталости. А западные СМИ с энтузиазмом объявляют (цитата из New York Times), что «по крайней мере, два сына полковника Муаммара Каддафи предлагают урегулировать ливийский конфликт таким образом, чтобы отодвинуть отца в сторону и дать дорогу созданию конституционной демократии…»
На самом деле, между сыновьями Каддафи давно уже существует соперничество, и в центре этой интриги оказались четверо из них. Сейф аль-Ислам представляется реформатором, и не исключено, что его поддерживает брат Саади. С другой стороны, братья Мотассем и Хамис находятся в союзе со сторонниками жесткой линии. По данным самых разных источников, длительное пребывание Сейфа аль-Ислама в Лондоне было на самом деле своего рода ссылкой. Цель состояла в том, чтобы держать его подальше от Ливии, пока Каддафи-старший готовился передать бразды правления страной Мотассему.
Трудно поверить, что все эти противоречия появились внезапно. Но как только началось восстание, их быстро отодвинули в сторону. Сейф аль-Ислам стал одной из публичных фигур режима, вызвав переполох на Западе и особенно в Лондонской школе экономики, где он получал свою научную степень. А Мотассем и Хамис, тем временем, без устали трудились на военном фронте, командуя отборными войсками Каддафи.
Одна из причин, по которой бегство Мусы Кусы вряд ли нанесет мощный удар по ливийскому правительству, как утверждают официальные лица в Британии, заключается в том, что на пике восстания Каддафи перетасовал весь свой аппарат, передав чрезвычайные полномочия сыновьям и родственникам. Режим, с которым знаком Куса, это необязательно то, что существует и действует сейчас. Если кто-то и в состоянии свергнуть полковника, то это его сыновья, и поэтому существующие между ними разногласия гораздо важнее, чем дезертирство ливийских политиков.
Но несмотря на прецедент с заговором, который несколько лет тому назад организовал Мотассем, вряд ли кто-то из сыновей Каддафи выступит против отца. Это будет не только вызов проверенным временем традициям сыновней верности – это будет политическое самоубийство. В нынешних обстоятельствах это будет означать конец семейного правления в Ливии. Более того, как сообщают средства массовой информации, Каддафи-старший сосредоточил в своих руках большую часть богатств страны, и тот сын, который бросит ему вызов, останется без финансовых средств.
Наиболее правдоподобными кажутся те сообщения СМИ, в которых говорится, что все свои заявления сыновья Каддафи делают с разрешения отца. Каддафи в определенном смысле ведет со своими врагами игру в хорошего и плохого полицейского. Игра эта направлена на то, чтобы ослабить военное давление на режим и выиграть время, необходимое для появления раздора между НАТО и повстанцами. Этим можно также объяснить обещание о том (это сообщение Reuters, поступившее в понедельник вечером), что «ливийское правительство заявляет о готовности к проведению выборов, референдума и любых реформ своей политической системы».
Похоже, что это лишь вопрос времени, прежде чем затрещит по швам пестрый и разношерстный альянс повстанцев – кажущийся намного более разношерстным, чем лагерь Каддафи. Как отмечает авторитетный американский аналитический центр Stratfor, «единство повстанцев, если говорить коротко, основано на их общем стремлении свергнуть давно уже находящегося у власти ливийского лидера».
В выступающей против Каддафи коалиции уже формируется два зыбких и неопределенных лагеря. Британия и Франция поддерживают повстанцев в их требованиях об отстранении от власти ливийского лидера и его родственников, а Соединенные Штаты и некоторые другие члены коалиции все чаще проявляют малодушие. Администрация Обамы в прошедшие выходные уже попыталась отказаться от участия в боевых действиях, но была вынуждена изменить свое решение (по всей видимости, на 48 часов) «из-за плохих погодных условий», мешающих проведению операции остальным натовским союзникам. Перевод звучит так: если Америка уйдет, Британия и Франция проиграли.
Уклончивость американцев можно также истолковать как стратегию давления на повстанцев и на европейских союзников, чтобы те согласились на прекращение огня. После злополучного наступления против Каддафи на прошлой неделе стало ясно, что оппозиция просто не в состоянии разгромить правительственные войска. Но с другой стороны, повстанцы отказались от прекращения огня, выдвинув нереальные условия и потребовав отвода правительственных войск и разрешения на «мирные» протесты. В выходные дни они даже направили свои лучшие войска на фронт к Бреге, видимо, надеясь показать всему миру, что у них еще есть боевой дух и шанс на победу. Но спектакль закончился жалким провалом. Все что они смогли сделать при содействии НАТО с воздуха, это удержать линию фронта.
Перемирие поможет Западу спасти репутацию, усилить мягкое давление на Каддафи, а также лучше вооружить и обучить повстанческие силы. Вот что пишет по этому поводу «Аль-Джазира»:
На востоке страны, который правящий режим в основном не контролирует, повстанцы, согласно поступающим сообщениям, проходят специальную подготовку при содействии американских и египетских инструкторов, хотя США эти сообщения опровергают … Боец повстанческих войск и бывший учитель, пожелавший остаться неизвестным, рассказал «Аль-Джазире», что его готовили египетские и американские «спецназовцы» на «секретной базе» на востоке страны …Он рассказал, что в четверг ночью на восток Ливии из Египта была переправлена новая партия реактивных снарядов для «Катюш». Он не сказал, что поставки осуществлял Египет, отметив лишь, что через эту страну проходил маршрут поставки.
Но если конечная цель заключается в изгнании ливийского лидера, то это весьма рискованный шаг. Негативная реакция мирового сообщества на эту кампанию усиливается, и если операцию сейчас остановить, то возобновить ее будет крайне сложно. В лучшем случае НАТО может надеяться на раздел Ливии, как это было с Боснией, Сербией и Косово.
А это поставит в очень неловкое положение Британию и Францию, которые сделали крупную ставку (нефтью и собственным престижем) на уход Каддафи. Более того, полковник получит возможность консолидировать свою власть на западе страны, и ликвидировать все потенциально слабые звенья в правительстве. Он неотступно продолжает наступать на Мисрату, которая является третьим городом в Ливии и единственным оплотом повстанцев на западе страны. Как пишет газета Asharq Alawsat, в пятницу он подавил «небольшой» офицерский мятеж.
Каддафи активно ищет новые трещины в западном альянсе, одновременно обхаживая давних противников Грецию и Турцию. В воскресенье его заместитель министра иностранных дел Абдель Ати аль-Обейди (Abdel Ati al-Obeidi) посетил Грецию. «Ливийский посланник хотел передать, что его страна намерена вести переговоры, - заявил после этого официальный представитель Греции «Аль-Джазире». – Мы считаем, что военного решения этой проблемы не существует».
На следующий день этот же самый ливийский представитель был в Турции, где провел переговоры о прекращении огня. Турецкие официальные лица говорили примерно то же самое, что и греки, но они разозлили Каддафи тем, что призвали его уйти в отставку, а впоследствии направили в Мисрату госпитальное судно в сопровождении боевых кораблей и истребителей. Видимо, полковник хотел напомнить туркам, что если они будут упорствовать, он может укоротить амбиции стремящегося играть ведущую роль в арабском мире премьер-министра Эрдогана, вступив в альянс с его балканским противником.
Греция, серьезно пострадавшая от беспрецедентного экономического кризиса, вряд ли сможет отказать Ливии, если та предложит ей дешевую нефть. В этом она может найти негласную поддержку со стороны другого своего экономического спонсора и кредитора – Германии (которая отказалась от участия в авиационной кампании и воздержалась при голосовании в Совете Безопасности ООН по резолюции 1973).
Ливийскую оппозицию новости о прошедших переговорах не порадовали. «Люди в восточном городе Бенгази разозлились, услышав о переговорах. Они продолжают решительно настаивать на том, чтобы Муаммар Каддафи и вся его семья отказались от власти», - сообщила во вторник «Аль-Джазира». Однако совершенно очевидно, что самостоятельно повстанцы вести боевые действия не смогут. Они не долго дезорганизованы, но и отчаянно нуждаются в деньгах. Скорее всего, это стало главной причиной их стремления заключить совершенно нереальную сделку о продаже находящейся в хранилищах нефти через Катар. Сегодня повстанцы полностью зависят от милости своих западных покровителей.
Поведение натовских союзников будет в значительной степени зависеть от их необъявленных целей, а также от закулисного торга, который наверняка ведется изо всех сил. Пепе Эскобар (Pepe Escobar) из Asia Times в своей статье «Нет лучше бизнеса, чем война» (перевод ИноСМИ от 31.03.2011 г. – прим. перев.) уже рассказал о многих таких «коммерческих» целях. К этому можно добавить выдержку из недавней статьи Reuters:
Это превращается в самую лучшую за многие годы рекламу конкурирующих между собой самолетов. Это даже лучше, чем Ирак в 2003 году, - говорит редактор британского издания Defense Analysis Фрэнсис Туса (Francis Tusa). – Мы впервые в ходе одной операции видим, как конкурируют между собой самолеты «Тайфун» и «Рафаль». А ведь и Британия, и Франция делают упор на их экспорт. Франции особенно хочется продавать свой «Рафаль». … Ливийская операция по обеспечению выполнения резолюции ООН №1973 совпала по времени с новой гонкой вооружений. На мировом рынке налицо мощный скачок спроса на истребители, составляющий в денежном выражении 60 миллиардов долларов в год. Кроме того, на рынке появилась авиационная и военно-морская техника нового поколения.
Пока непонятно, какую форму примет конечный компромисс, но похоже, что время на стороне Каддафи. Если говорить о военном аспекте, то он может и дальше использовать свою маоистскую тактику. А в политическом плане ему надо лишь протянуть какое-то время и дождаться момента, когда вниз по течению пресловутой реки поплывет разлагающийся труп единства его врагов. А с этого момента до захвата Бенгази лишь короткий переход в составе маршевых колонн.
Виктор Коцев – журналист и политолог, живущий в Тель-Авиве.