Военные усилия Запада по свержению ливийского лидера Муаммара Каддафи могут обернуться негативными последствиями и распространить экстремистские веяния дальше по региону, считает высокопоставленный представитель Министерства обороны России.
«К сожалению, не ясно, какие оппозиционные силы могут прийти к власти в стране в результате подобных действий», – пишет заместитель министра обороны Анатолий Антонов, отвечая по электронной почте на вопросы новостного агентства Bloomberg News.
Обладая правом накладывать вето на резолюции Совета безопасности ООН, Россия воздержалась от права вето в прошлом месяце на голосовании, разрешившем бомбардировки Ливии с воздуха военными силами США и союзников и позволившем силам повстанцев приостановить наступление сил Каддафи.
По словам директора московского Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, в прошлом году Россия подписала договор с Ливией на поставку вооружения на сумму 1,8 миллиарда долларов. А потенциальные гражданские контракты можно оценивать «в миллиарды долларов», озвучил свою оценку 22 марта Сергей Шматко, министр энергетики.
Министр иностранных дел Сергей Лавров заявил на прошлой неделе, что поступила «тревожная информация» о присутствии боевиков «Аль-Каиды» среди ливийских повстанцев.
США, Великобритания и остальные союзники подключили к воздушным атакам дипломатию, чтобы попытаться избежать патовой ситуации, которая может втянуть станы-члены НАТО в уже и так затянувшийся на шесть недель конфликт. Будучи плохо подготовленными и не имея в достаточном количестве тяжелого оружия, силы повстанцев не смогли занять и удержать стратегические города в центре страны.
Министр иностранных дел Италии Франко Фраттини (Franco Frattini) заявил в понедельник, что возможность вооружения повстанцев для того, чтобы они помогли устранить Каддафи, можно рассматривать только как «последнее прибежище», возможное для ООН.
«Призыв к крестовому походу»
В прошлом месяце госсекретарь безопасности США Роберт Гейтс (Robert Gates) встретился со своим российским коллегой Анатолием Сердюковым, который призывал немедленно прекратить огонь в Ливии.
Премьер-министр Владимир Путин провел аналогию между резолюцией ООН и последовавшей атакой союзников со «средневековым призывом к крестовому походу». Он раскритиковал США за частое обращение к силовым методам ради преследования собственных интересов в Ливии и ранее в Ираке и Сербии.
В результате переполоха на Ближнем Востоке Росиия может потерять порядка 4 миллиардов долларов дохода от экспорта вооружения, заявил 3 марта Сергей Чемезов, глава «Российских технологий».
Ливийцы – вторая нация по численности исламских повстанцев, перебравшихся на территорию Ирака в течение года, начиная с августа 2007-го. Их численность составляла порядка 19%. Согласно отчету 2007 года, подготовленному Военной академией США (Вест-Пойнт, Нью-Йорк), в этом плане Ливию опережала только Саудовская Аравия (с 41%).
«Затяжение конфликта на десятилетия»
Конфликт в Ливии, начавшийся в феврале волной антиправительственных протестов, схожей с волнениями, сменившими власть в Египте и Тунисе, разросся в вооруженное столкновение, в то время как армия страны разделилась и некоторые солдаты присоединились к силам мятежников, протестующих против режима Каддафи. Западные державы вмешались, чтобы пресечь то, что они называли «нападением на мирное население» войсками Каддафи.
«Глядя на ситуацию в регионе целом, мы можем заключить, что стабильность и предсказуемость здесь совсем сошли на нет», – прокомментировал в письме от 1 апреля Антонов.
22 февраля президент России Дмитрий Медведев заявил, что экстремизм может распространиться и дальше по Ближнему Востоку и «развалить страны арабского региона на части» с последующим затяжением конфликтов на десятилетия в случае, если фанатики придут к власти. В самой России насчитывается порядка 20 миллионов мусульманского населения, что составляет около 15% населения страны. Россия сталкивается с террористической угрозой в основном в мусульманских районах Северного Кавказа.
В 80-х во время холодной войны США вооружали исламских боевиков в Афганистане, известных как «моджахеды», для противостояния с Советским Союзом, который был вынужден прекратить оккупацию этой центральной азиатской страны в 1989 году. Многие из этих исламских экстремистов позже присоединились к «Аль-Каиде», чей лидер Усама бен Ладен сражался Афганистане.
«Главный вопрос в том, кто придет к власти, – прокомментировал Антонов текущие волнения на Ближнем Востоке. – Схожесть этих стран, склоняющихся к решению хронических проблем в своем регионе радикальными методами, существенно возросла».