Франция не намерена отказываться от планов развития атомной энергетики. АЭС пользуются широкой поддержкой среди населения страны. В таких условиях антиатомному движению приходится нелегко. Но оно активно, как никогда.
Франция является мировым лидером по количеству АЭС на душу населения. Президент Николя Саркози вскоре после катастрофы на японской АЭС «Фукусима» отчетливо заявил, что ни о каком отказе его страны от атомной энергетики не может быть и речи. «Французские реакторы - самые безопасные во всем мире», - заверил он. А министр промышленности и энергетики Эрик Бессон добавил, что если Франция сократит производство атомной энергии, то населению придется затянуть пояса потуже, ведь подорожает электричество.
До этого французские «зеленые» предложили провести референдум по вопросу об отключении АЭС. Эта инициатива стала для страны новшеством. Совладельцем французского атомного концерна Areva является само государство. Атомная энергетика Франции активно лоббируется властями.
«Франции повезло, так как выполнение основной части ее программы по атомной энергетике пришлось на то время, когда общественность была шокирована нефтяным кризисом», - говорит Бертран Барре, который до выхода на пенсию возглавлял отдел научной коммуникации в штаб-квартире Areva в Париже. По его словам, в 1974-2000 годах ядерная программа Франции была направлена на отказ от получения энергии из нефти, и общество поддерживало такую тактику.»Наши АЭС работают хорошо. Никаких драматичных событий на них не было, и люди привыкли к атомной энергетике», - отмечает Барре.
Дезинформация по-парижски
Сегодня катастрофа на «Фукусиме-1» затмила собой события 25-летней давности, происходившие после аварии на Чернобыльской АЭС. В 1986 году власти в Париже на протяжении недель уверяли сограждан в том, что радиоактивное облако из Украины не дошло до французской границы. Но эти утверждения были опровергнуты учеными из Валанса, уличившими атомных лоббистов во лжи.
В ответ на государственную дезинформацию ученые создали неправительственную Комиссию по независимым исследованиям и информации о радиоактивности (CRIIRAD). Руководит этой - уникальной для Франции - структурой физик Ролан Деборд.
Деборд держит в руках пробирку с пробой грунта - 40 граммами земли, которые свидетельствуют о том, что в почве Франции и поныне содержатся радиоактивные следы чернобыльской трагедии. «Это цезий-137, период его полураспада - 30 лет. То есть за те 25 лет, что прошли после взрыва на Украине, он не утратил и половины своей радиоактивности», - поясняет Деборд.
Вне зоны влияния демократии
В 100 километрах от Валанса, в Лионе, расположен главный офис природоохранного объединения Sortir du Nucléare. Входящие в его состав более 900 организаций преследуют одну цель - отказ страны от атомной энергетики. Но для начала активисты Sortir du Nucléare требуют отключить 16 реакторов, находящихся в эксплуатации более 30 лет и потому устаревших. Заместитель координатора Ксавье Рабийу разворачивает на столе карту, которая дает реальное представление о мощи атомной индустрии во Франции. На ней обозначены не только все реакторы страны (в том числе отключенные и испытательные), но и места хранения радиоактивных отходов, базы атомных подлодок.
Агентство по ядерной безопасности Франции (ASN) ежегодно регистрирует около 800-900 инцидентов на АЭС по всей стране, отмечает Рабийу. «То, что атомный сектор Франции находится целиком за пределами зоны демократического влияния, это факт, - говорит активист. - Никто не спрашивал граждан ни напрямую, ни через депутатов, согласны ли они с атомной программой».
Излишки энергии - в Германию
В декабре 2010 года было решено увеличить срок эксплуатации первого блока АЭС в Трикастене до 40 лет. Сейчас атомный концерн Areva и Агентство по ядерной безопасности ASN обсуждают вопрос о продлении срока работы всех реакторов в стране до 50 лет. «И это - несмотря на то, что Франция производит слишком много энергии!» - негодует Ксавье Рабийу.
Но это обстоятельство только радует французских атомщиков. Они говорят, что избыток энергии, производимой на АЭС страны, будут продавать в соседнюю Германию. Тем более что ФРГ уже начала отключать свои реакторы. Чем не выгодный бизнес!