В прошлое воскресенье на очередных выборах без настоящих оппонентов президент Казахстана Нурсултан Назарбаев одержал внушительную победу. Наблюдатели от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) рапортовали о «серьезных нарушениях». Подобно свергнутому лидеру Египта Хосни Мубараку, Назарбаев поднял экономические и общественные ожидания, но остается уязвим для возмущения в связи с коррупцией, ядовитая смесь.
В 1989 году, за два года до краха Советского Союза, когда Назарбаев был руководителем Казахстана, было позволено появиться общественному движению, выдвигавшему требование закрытия Семипалатинского ядерного полигона, где более 450 проведенных ядерных испытаний оставили глубокие шрамы. Это облегчило задачу Назарбаеву впоследствии закрыть полигон, шаг, получивший общественное признание.
Этот ловкий политический подход характеризует большую часть двадцатилетнего правления Назарбаева. Его можно видеть в статусе Казахстана как прекрасного партнера США в программе Нунна-Лугара, которая продвигала уничтожение огромного количества бывшего советского ядерного и биологического оружия и соответствующей инфраструктуры.
Назарбаев давно настаивал на экономических реформах. В 1993 году он предоставил Chevron права на крупное, но сложное месторождение нефти Тенгиз, что вызвало каспийский энергетический бум. Реформы и нефть окупились. По данным Международного валютного фонда (МВФ), валовой внутренний продукт Казахстана в пересчете на душу населения в прошлом году был выше, чем, например, в Румынии - стране-члене Европейского Союза, и лишь немного ниже Турции.
Назарбаев подчеркивает терпимость. Обладая малонаселенными, но обширными и богатыми запасами полезных ископаемых территориями, Казахстан нуждается в хороших отношениях со своими соседями, а также между представителями своих собственных этнических и религиозных групп. Хотя казахи и составляют большинство, в стране также живут миллионы русских, украинцев и представителей других национальностей, выселенные Сталиным. Назарбаев уважает российских лидеров, избегает трений с ревнивыми властителями в Средней Азии, и возвышает представителей меньшинств, выдвигая их на важные посты.
В прошлом году Казахстан успешно председательствовал в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, став первым постсоветским государством, который удостаивался этой чести. В этом году он председательствует в Организации «Исламская конференция» (ОИК). Рост благосостояния и хороший стиль сотрудничества будут способствовать тому, что Казахстан будет играть все более важную роль на региональной и международной арене.
Во внутренней политике, однако, Назарбаев запнулся и действует нерешительно. Несколько соперников погибли при загадочных обстоятельствах, а остальных отправили в тюрьму. Оппозиционных журналистов периодически избивают. Вызывает тревогу большое число случаев членовредительства среди заключенных.
Вместе с тем, казахстанские правители полагаются в основном на запугивание и сторонятся повсеместно распространенной жестокости, практикуемой, например, в соседнем Узбекистане.
В бывшем Советском Союзе коррупционные скандалы могут вызывать узурпацию. В 1991 году Борис Ельцин был избран президентом России после того, как сурово критиковал скрытые привилегии советской элиты, но потом заработал насмешки, когда его сторонники приватизировали государственную собственность посредством теневых схем. В 2003, после сфальсифицированных выборов в Грузии Михаил Саакашвили использовал «антикоррупционные полномочия», возглавив мирную революцию, и был избран президентом. В прошлом году коррупция в бедной Киргизии вызвала мятеж, и был свергнут президент Курманбек Бакиев. Протесты в Азербайджане сейчас угрожают его президенту Ильхаму Алиеву. В 2009 году, как сообщалось, особняки в модном районе Дубая были куплены за 44 миллиона долларов на имя его 11-летнего сына.
Аналогичным образом, ахиллесова пята Назарбаева тоже кроется в коррупции. Например, по данным журнала Forbes, его зять и протеже Тимур Кулибаев и его жена имеют состояние в 2,6 миллиарда долларов. WikiLeaks раскрыла, что в прошлом году посольство США в Астане сообщало в Вашингтон, что Кулибаев «жаден до крупных взяток». Согласно другим сообщениям, он заплатил около 25 миллионов долларов за покупку дома у британского принца Эндрю. Швейцарская прокуратура изучает вопрос о том, не получил ли Кулибаев 600 миллионов долларов в виде взяток, заработанных на продаже стратегических активов в энергетическом секторе.
Тот Назарбаев, которого я знал в начале 1990-х, будучи первым послом США в Казахстане, был на первых порах шокирован той коррумпированность, в условиях которой русские правили его новой республикой. Кремлевские энергетические цари пытались не дать Казахстану извлечь выгоду из своих запасов.
Но некоторое время спустя на смену давлению пришли сделки на льготных условиях. Сейчас они доминируют. В последнее время инвестиционный климат Казахстана в нефтегазовой отрасли стал шатким и непрочным, став жертвой коррупции и капризного регулирования. Значительная часть ВВП страны перекачивается в пользу небольшой группы лиц.
В свои 70 лет Назарбаев хочет занять место в истории как отец своей страны. Чтобы заслужить это, он должен провести политические реформы, такие, которые приведут к появлению независимой прессы и независимой же судебной системы, позволят проводить свободные и честные выборы, и обеспечить справедливое управление. Пока не видно никаких признаков такого развития событий.
В Казахстане имеются десятки тысяч представителей талантливой молодежи, значительное число учится за рубежом по программе, которую продвигал Назарбаев. Их ожидания участия в экономической и политической жизни страны могут оказаться тщетными из-за политического застоя и изнурительной жадности. И это противоречие весьма рискованно. Даже при том, что протесты оппозиции сейчас крайне незначительны и разрозненны, власти выглядят обеспокоенными.
У Запада есть значительная доля в Казахстане. Научившись на ошибках Египта, он должен использовать тактику «жестокости из милосердия, из лучших побуждений» для продвижения лучшего руководства. Назарбаева нужно подтолкнуть к тому, чтобы он сдержал слово и реализовал неоднократно дававшиеся обещания демократических перемен.
Уильям Кортни (William Courtney) был послом США в Казахстане и Грузии, а также специальным помощником при президенте по России, Украине и Евразии.