Любой, кто интересуется, почему современная Польша все еще ревностно католическая страна, должен отправиться в супермаркет Tesco в Свебодзине, неподалеку от германской границы. Там, на скалистом холме напротив супермаркета возвышается новейший и самый дерзновенный религиозный объект во всей Европе, если не в мире: 33-метровой высоты, достаточно грубо вырезанная статуя Иисуса, которую добровольцы из города вместе с заключенными, которых выпускали днем из местной тюрьмы, воздвигали последние десять лет.
В ветреный день на прошлой неделе кран мягко качался, когда продолжались работы над бетонной прихотью, задуманной местным священником, который заявляет, что это самая большая статуя Иисуса Христа в мире - даже больше, чем известный Христос-Искупитель в Рио-де-Жанейро, больное место для бразильцев, которые ворчат, что польский Иисус вводит в обман, так как стоит на насыпи.
Отец Сильвестр Завадский приехал на место на своем «Мерседесе», с зеркала заднего вида свисали католические четки, но он не захотел говорить о своем божественном монолите. «Я достаточно наговорился», - отметил он. Раньше, когда его спрашивали, почему он решил воздвигнуть своего гигантского спасителя, он говорил: «Это была идея Иисуса, я был только строителем».
Негласно, но редко когда под запись, многие местные жители говорят, что считают статую конфузом или даже позором. Они уже видят огромные стада туристов, выпрыгивающих из машин и фотографирующих, глупо смеющихся и копирующих позу Христа с вытянутыми в стороны руками, запрыгивающих обратно и уезжающих, даже не заехав в город, чтобы потратить немного денег.
«Я читал в прессе, что Он стоил 6 миллионов злотых (1,5 миллиона фунтов стерлингов), и я думаю, что мы могли бы потратить эти деньги лучшим способом. Нам нужны школы, нам нужны больницы, нам нужны более качественные дороги», - говорит одна молодая женщина в Свебодзине, которая отказалась назвать себя, опасаясь навлечь на себя гнев церкви.
Вольдемар Рощук, главный редактор местной газеты Gazeta Swiebodzinska - один из немногих, готовых высказаться. «Я знаю, что многие местные жители против этого проекта, но они не будут открыто высказываться против священников».
Когда он открыто задался вопросом о ценности статуи в прошлом году, ему стали поступать странные звонки, люди молчали в трубку. «Мы все еще очень католический город и очень католическая страна, и церковь имеет много власти. Но поговорите с молодыми, и вы увидите, что многие больше не хотят ходить в церковь. У них более рациональные умонастроения, и они подвергают сомнению все, что церковь говорит им», - отмечает он.
Этого комментарий того сорта, которые привели к большим спорам о том, что католическая церковь постепенно теряет свои позиции в Польше. Более 90% населения последовательно считают себя католиками, но доля поляков, которые ходят в церковь каждое воскресенье, сейчас составляет всего 45%, в то время как в последние дни коммунизма этот показатель составлял 60%. Молодые поляки, в частности, все больше предпочитают быть пассивными, а не активными католиками. Число желающих присоединиться к семинариям за последние несколько лет упало в два раза.
Но в семинарии в Кракове у подножия Вавельского холма, святыни, где расположены Королевский замок и Кафедральный собор, группа начинающих священников говорит, что категорически не согласна с разговорами об упадке церкви.
«Это изобретение средств массовой информации», - заявил 24-летний Марек Миерзва, который в мае станет дьяконом. «Польский народ обычно пессимистичен, и пресса тоже. Они говорят, что только старики в Польше сейчас хотят ходить в церковь, но это не правда. Они просто игнорируют все динамичные новые молодежные движения, которые становятся все более популярными».
Если кто-то решает стать священником, то этот выбор по-прежнему пользуется большим уважением в польском обществе. «Когда я объявил, что ухожу в семинарию, люди в моей деревне были очень рады», - говорит 25-летний Томаш Станек.
Руководитель семинарии, отец Гжегож Рыс, говорит, что набор учащихся остается стабильным уже больше десяти лет. «У нас сейчас 217 священнослужителей, и примерно столько же было каждый год, начиная с 1998», - говорит он. «Двадцать пять лет назад было больше - в 1980-е годы, тогда у нас обучалось окол 400 семинаристов одновременно».
То, что Польша сильнее ударилась в религию, чем многие из ее западных соседей, является в некотором роде пережитком коммунизма. Сорок четыре года, пока Польша была советским государством-сателлитом, религия была вне закона. В результате католичество стало убежищем для тех, кто хотел мирно протестовать против всепроникающей власти государства. Подпольные газеты можно было достать в церквях, а часовни использовались в качестве центров собраний оппозиционеров и театральных постановок, которые не прошли бы государственную цензуру.
Часто говорят, что папа Иоанн Павел второй, урожденный Кароль Йозеф Войтыла, играл особую роль в том, чтобы ободрить своих сограждан и побудить их восстать против советской машины. Когда он осуществил свой первый папский визит в Польшу в 1979 году, его приветствовали миллионы людей всех возрастов. Не было совпадением, что год спустя поляки осмелились организовать «Солидарность», первое массовое антикоммунистическое политическое движение.
Для многих рядовых поляков Иоанн Павел второй остается большим героем, и его причисление к лику блаженных горячо предвкушается. Храм божественного милосердия в Лагевниках - одна из остановок так называемого «Папского экспресса», специального поезда, связывающего Краков, где Войтыла был студентом, с Вадовице - местом, где он родился. Лагевники был одним из любимых храмов папы, и люди приезжают туда со всего мира, чтобы помолиться и отдать дань памяти ему там. Однажды днем на прошлой неделе две женщины среднего возраста из Вадовице совершали свой ежемесячный визит в церковь. «Мы приходим сюда, когда только можем, чтобы помолиться за беатификацию Иоанна Павла второго», - говорят они.
Такой вид открытой религиозности может показаться чуждым британцам, но в Польше это не вызывает удивления, где даже есть общенациональная радиостанция, которой управляют священники. «Радио Мария» - радикальная, бескомпромиссная католическая радиостанция, которую ее противники и критики называют ксенофобской, антисемитской и шовинистической. На прошлой неделе станция попала в новости за то, что выдала в эфир антисемитские комментарии Яна Кобылянского, польского миллионера, который сейчас живет в Уругвае. «В польском правительстве не наберется и 30% настоящих поляков. Я надеюсь, это изменится», - заявил он в интервью радиостанции, предположив, что слишком много польских членов правительства испорчены еврейской кровью.
«Радио Мария» - по-прежнему сильный голос в польской политике, но аудитория ее слушателей вымирает - по расчетам, всего 2% всех польских радиослушателей регулярно настраиваются на ее волну. Адам Бальцер из аналитического центра Demos заявил: «Религиозность в наши дни представляет скорее иной стиль, нежели «Радио Мария». Она носит гораздо более индивидуалистический характер. Она более мыслящая, более осведомленная, и в чем-то более аутентичная».
«Римско-католическая церковь - часть национальной самоидентификации и, возможно, даже в условиях секуляризации многие все равно скажут, что они католики, - говорит Бальцер, - католическая вера по-прежнему сильна среди членов нашей элиты».
«Я не верю, что будет глубокая и широко распространяющаяся секуляризация, как в Испании. Ситуация у нас будет больше похожа на Италию или Ирландию, мы будем медленно двигаться в этом направлении».
Настолько медленно идут эти перемены, что сложно найти поляка, который открыто признает, что не верит в бога. Вот почему демонстративный атеистический марш, организованный в Кракове в 2009 году, вызвал такой переполох. Около шестисот человек приняли в нем участие, а собственно мероприятие стало детищем группы из примерно двадцати с чем-то человек, называющих себя «Молодежной ассоциацией атеистов».
Мирная демонстрация имела целью представить атеистов как обычных честных граждан, а не каких-то симпатизирующих коммунистам варваров-язычников: они размахивали плакатами с лозунгами типа «Я атеист и я по-прежнему кормлю птиц зимой».
В кафе в Кракове на прошлой неделе группа рассказала о проблемах, с которыми она столкнулась, когда решила просто праздно обсудить с журналистом возможность проведения в Польше акции, подобной лондонской, когда на автобусах города появились надписи атеистического содержания, с лозунгом: «Возможно, бога нет. Перестаньте беспокоиться и наслаждайтесь жизнью».
«Я просто сказала, что это была неплохая идея, но ее извратили, и вдруг Nasz Dziennik, газета, которую издает Radio Maryja, начала призывать читателей писать в краковскую компанию, которая занимается трамвайным движением, и настаивать, чтобы те не принимали от нас рекламу. Мы никогда даже не заходили так далеко как покупка рекламы, но двести человек написали таки», - говорит Эвелина Подсяд, одна из участниц группы. «Мы все еще живем в очень католической, очень консервативной стране».