Witrtschaftsblatt: Говорят, что проституция – древнейшая в мире профессия. В дополнение к этому можно сказать, что коррупция, судя по всему, является древнейшим способом, позволяющим быстрее продвигаться вперед в деловом мире. Все люди продажны?
Максимилиан Бургер-Шайдлин: Я бы не согласился с этим утверждением на 100 процентов. Усаму бен Ладена вряд ли можно легко подкупить. Но, судя по всему, у каждого обычного человека есть своя цена. При этом важна и этическая сторона – религиозные, национальные взгляды. Не везде дела обстоят так же, как в Афганистане, где я могу купить целое племя, а затем его продать.
Томас Хайдеманн: В России коррупция получила большое распространение, и это является серьезной проблемой. Почти все коррумпированы. Это, разумеется, связано с системой государственного управления, работники которой в течение долгого времени получают за свой труд низкую заработную плату. Кроме того, определенную роль здесь играет и менталитет. В России государственная служба часто рассматривается как возможность получения дополнительного дохода. Возьмите, например, литературу. У Гоголя вообще нет ни одного честного чиновника.
- Коррупцию следует постоянно соотносить с законодательными рамками. К определенным вещам в прошлом могло быть терпимое отношение, но сегодня это противоречит закону и представляет собой уже наказуемое деяние. Какую роль играет в России процесс трансформации, начатый в 1991 году?
Бургер-Шайдлин: Процесс трансформации не сопровождался адаптацией заработной платы и структурными преобразованиями. По сути дела на старую, неэффективную систему наложили самый современный антикоррупционный закон, при котором люди просто не могут дышать. Именно поэтому возникли серьезные проблемы и несоответствия.
Хайдеманн: Давайте посмотрим на то, как все происходило в советское время. Тогда люди вступали в партию, так как это создавало определенные преимущества для человека. Членство в партии давало, например, возможность работать в системе государственного управления. И сегодня менталитет людей не сильно изменился, но изменилось содержание того, что мы считаем коррупционной деятельностью. Существует скрытая анархия в системе государственной власти, и это типично.
Бургер-Шайдлин: Коррупция – это приобретенное за деньги право.
- Некоторые наблюдатели рассматривают коррупцию как индикатор, указывающий на слабые места в государственном управлении. Если передо мной находится огромная бюрократическая машина, то я, скорее всего, буду пытаться найти какие-то другие пути.
Бургер-Шайдлин: Здесь надо различать некоторые вещи. В общении с чиновниками, получающими низкую зарплату, на которую они не могут прокормить своих детей, я буду вынужден применять иную стратегию, чем в том случае, если я имею дело с более обеспеченным высокопоставленным государственным функционером, принимающим важные решения. На нижнем уровне я в случае необходимости могу заключить прозрачные соглашения для того, чтобы преодолеть возникшие препятствия. На высоком уровне я должен все обдумать и, возможно, отказаться от сделки. Об одном я должен помнить – если я начну подмазывать, то я уже не смогу больше выбраться из этого болота, так как меня уже можно будет шантажировать.
Хайдеманн: Чиновники в России получают не очень большие деньги, и то же самое можно сказать о судьях. Конечно, склонность к коррупции тем выше, чем больше потребность в получении дополнительных средств.
- Как я могу себе представить коррупцию в России. Все еще актуальным остается представление о том, что я кому-то просто передаю конверт?
Бургер-Шайдлин: Таможенные барьеры, вероятнее всего, я будут преодолевать, используя наличные. На самом высоком уровне существует великолепная возможность в структурах компаний, а также совместные предприятия…
Хайдеманн: … и тут уже не хватит нашей фантазии, чтобы представить себе, что там в действительности происходит. На управленческом уровне это уже просто превратилось в привычку. Это принцип, в соответствии с которыми все они себя ведут, и это адекватно в социальном плане.
- Могу ли я вообще как западный предприниматель игнорировать этот принцип?
Хайдеманн: Да, вы можете его игнорировать. Вы должны знать, когда начинается игра, и с какого момента вас можно уже будет шантажировать. Если налоговые органы постоянно устраивают у вас проверки, но вы все делаете по правилам и пару раз выдерживаете эти действия контролирующих органов, то в какой-то момент к вам перестанут приходить. Если только у них не будет в руках чего-то против вас, и вы уже не сможете от этого защититься. И вы не сможете защититься, если вы однажды уже прибегли к коррупционной практике. Именно в этот момент ситуация становится сложной. В России это называется «компроматом» - сокращенная форма от словосочетания «компрометирующие материалы». Компромат возникает в том случае, если какой-то партнер по бизнесу, которого вы никогда не хотели иметь, приходит к вам, дружески пожимает вам руку, а затем открывает свой портфель и показывает все то, что он о вас знает. И в этот момент вы вдруг делаете то, что вы вообще не собирались делать.
Бургер-Шайдлин: Большинство предпринимателей, с которыми я встречаюсь, говорят: «Я вынужден давать на лапу». Эти предприниматели и ведут себя на рынке в соответствии с подобными представлениями. И затем они, естественно, совершают ошибки, в результате чего появляется компромат, и они уже оказываются в сложном положении.
- Означает ли это, что дающий взятку предприниматель сам набрасывает себе на шею петлю?
Бургер-Шайдлин: Мы все знаем, что, когда мы приезжаем в Россию, нас уже ждет петля. Поэтому правильная антикоррупционная политика начинается за три года до того, как я направляюсь в Россию. Я должен в своей фирме ввести настоящую, управляемую сверху и принимаемую снизу антикоррупционную политику. Я должен точно знать, что уже произошло со мной или коллегами в этой области, и после этого мне необходимо соответственным образом обучить своих сотрудников. То есть, я не должен делать ничего такого, что могло бы стать компроматом. Иначе противоположная сторона сможет сделать со много все, что захочет.
- Оправдывает ли российский рынок все эти усилия?
Бургер-Шайдлин: Если я сделаю свое домашнее задание, то я будут готов к работе на мировом рынке – с последующей тонкой настройкой применительно к российскому или индийскому варианту.
Хайдеманн: Российский рынок, несомненно, стоит этих усилий. Почти все предприниматели, которые уже там находятся, говорят о том, что их дела идут хорошо. А те, кто еще не работают в России, проявляют большое беспокойство по поводу неизвестной и неконтролируемой ситуации.
Бургер-Шайдлин: Но это означает, что вы не выполнили свое домашнее задание. Я должен задать себе вопрос – кому я могу помешать, развивая свой бизнес? В большинстве случаев там работает рынок, хотя он, возможно, плохо обслуживается. За то время, которое я ранее не потратил на выполнение домашнего задания, я будут вынужден заплатить в виде взятки.
- Есть такие области, где я могу так сильно помешать, что с этим уже нельзя будет справиться?
Хайдеманн: Нет, таких областей нет. Но дело в том, что вам нужны связи. Существует догматический спор относительно того, нужно ли в России создавать только совместные предприятия или надо открывать свои собственные стопроцентные дочерние компании. По сути, такого вопроса не существует. В случае создания совместного предприятия у вас будет гражданско-правовой партнер – акционер. Если вы создаете собственное предприятие, то вашими партнерами будут государственные чиновники. Губернатор неизбежно окажется в вашей лодке.
Томас Хайдеманн является партнером юридической фирмы CMS в России. В октябре прошлого года он стал также руководителем группы German Initiative, состоящей из пяти партнеров. CMS Россия оказывает в Москве консультационные услуги и, по его собственным данным, является одной из крупнейших международных юридических компаний в России.
Максимилиан Бургер-Шайдлин - генеральный директор организации ICC Austria. С 1993 года этот юрист возглавляет отделение Международной торговой палаты (ICC) в Вене и является экспертом в области борьбы с коррупцией, пиратством и экономической преступностью. Он консультирует предприятия при введении ими антикоррупционных систем с акцентом на управление рисками. К сфере его деятельности относятся Центральная и Восточная Европа, а также Ближний Восток.