Министр финансов РФ Алексей Кудрин выступил в поддержку покупки суверенного долга Испании во время своего выступления в Государственной Думе (нижней палате российского парламента). В присутствии всех депутатов Кудрин ответил на вопрос представителя ЛДПР о причинах, по которым правительство разрешило покупку испанских ценных бумаг.
Для того, чтобы разместить временно свободные средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, «мы очень строго, самым жестким и консервативным критерием, который есть вообще в мире, оцениваем долговой рынок западных стран», сказал министр и добавил: «Поэтому мы уверены в качестве активов, в которые мы вложили деньги».
В марте этого года Министерство финансов России отменило запрет на покупку испанских долговых обязательств, разрешив Фонду национального благосостояния вложить деньги в суверенный долг этой страны со сроком погашения от трех месяцев до одного года. Однако продолжают действовать ограничения на покупку испанского государственного долга со сроком погашения свыше одного года. Это решение частично вносит изменения в то, которое российские власти приняли 3 ноября 2010 года, исключив Испанию и Ирландию из списка стран, чей суверенный долг мог быть приобретен за счет государственных средств РФ.
Благодаря доходам, полученным от экспорта углеводородов и сырьевых продуктов, Россия создала в 2008 году Резервный фонда и Фонд национального благосостояния. Задача этих фондов, образовавшихся в результате разделения Стабилизационного фонда, заключается в том, чтобы компенсировать падение цен на нефть, сбалансировать бюджет, покрывать социальные расходы и выплачивать пенсии. Чтобы эти фонды не вызывали рост инфляции, их средства вкладываются в международные активы.
После сокращения на 1% в начале марта этого года, в настоящее время Резервный фонд насчитывает 748,53 миллиардов рублей (более 26 миллиардов долларов). Фонд национального благосостояния насчитывает 2,61 триллиона рублей (91,8 миллиардов долларов), доложил Кудрин нижней палате российского парламента.
Инвестиционный подход Министерства финансов доказал свою действенность «в эпоху кризиса, когда биржи упали на 20-30%», сказал министр законодателям. «Котировки тех ценных бумаг, в которые мы вложили деньги, не только не упали за это время, но даже выросли», отметил Кудрин. «Поэтому мы вложили в самый надежный сегмент рынка, и этот надежный рынок был гораздо более востребован в период кризиса. И получилось так, что вырос спрос на ценные бумаги, которые мы приобрели, и поэтому наши вклады даже увеличились», пояснил Кудрин.
Министр сказал также, что в 2009 году Россия использовала 93 миллиарда долларов из своего Резервного фонда. «Мы не обращались за ними ни к Международному валютному фонду, ни к мировому рынку, как это сделала Испания и другие (страны), мы просто воспользовались собственным Резервным фондом и продали эти ценные бумаги без потерь, быстро, тут же, на рынке». «Это доказало, что этот быстрый и надежный механизм работает, и таким образом помогли нашему бюджету выбраться из кризиса. Поэтому мы будем держать средства нашего Резервного фонда в этих надежных ценных бумагах».
Казахстан, богатый углеводородами, занимающий ведущие позиции по производству урана и различных редких металлов, также вложил свои валютные запасы в испанские долговые обязательства, заявил нашей газете управляющий Центральным Банком Казахстана Григорий Марченко. «В мая 2009 года мы продали в полном объеме долги Португалии, Греции и Ирландии, но не Испании», подчеркнул в прошлую субботу Марченко в Алма-Ате. «Среди европейских долговых обязательств, приобретенных через управляющие финансовые компании, есть и испанские», отметил он.