Возможно, самый показательный символ молодого поколения поляков – тех самых 20-30-летних, родившихся в 1980-х, в мрачные годы введенного генералом Ярузельским военного положения – христианский крест из пустых банок из-под пива. Его история была долгой, сложной и очень характерной для Польши. Началась она, когда правительственный самолет с 96 пассажирами на борту, среди которых были президент и множество представителей политической элиты, разбился под российским городом Смоленском.
Эта катастрофа потрясла польское общество. Через несколько дней бойскауты вместе со сторонниками покойного президента из консервативной партии «Право и справедливость» воздвигли перед президентским дворцом большой крест. Он был одновременно и впечатляющим символом скорби и напоминанием о мессианских, романтических идеалах Польши как «Христа народов» и о нашей истории национального страдания под российским гнетом. Настроение общества изменилось. Люди, резко критиковавшие президента Качиньского до его смерти, теперь выступали по национальному телевидению, называя его великим государственным деятелем.
Самопровозглашенные «защитники креста» охраняли его круглые сутки. Расцвели теории заговора. «”Русаки” сговорились с правительством Дональда Туска и убили нашего президента!» - говорили некоторые. Власти выглядели беспомощными, чиновники медлили, много дней никто не мог придумать, как убрать крест. Все это серьезно играло на руку партии Качиньского и подрывало легитимность демократически избранного правительства Туска.
И тут произошло невообразимое. Однажды ночью большая толпа молодых людей, организовавшаяся через Facebook, окружила «защитников креста». Зрелище было странным: они весело и с задором издевались над траурным крестом и над римским папой, грубо шутили и смеялись над изумленными защитниками (хотя не притрагивались к ним даже пальцем). Затем они воздвигли собственный крест – из пивных банок.
Эта жестокая пародийная акция выглядела абсолютно беспрецедентной. Молодые поляки редко участвуют в демонстрациях – они и голосуют-то редко, и социологи считают их равнодушными к политике. Польшей по-прежнему правит поколение, начавшее свою политическую карьеру с борьбы против коммунизма в 1980-е годы, и это был первый за годы, если не за десятилетия акт протеста, организованный молодежью, а не для молодежи.
Миллионы молодых поляков сейчас имеют опыт жизни и работы на Западе. Вернутся ли они? И если вернутся, изменят ли страну? Родина нуждается в них, но одновременно боится и отвергает их. И, разумеется, все хорошие места в стране уже заняты.
Стоит заметить, что это непростое поколение. У молодых поляков широкий кругозор и они склонны опираться на собственные силы. (С 2004 года, когда Польша вступила в Европейский союз, в западные страны эмигрировали почти 2 миллиона человек, в основном молодежь.) Почти у половины из них высшее образование. Однако они не ждут от жизни многого. Согласно опросу, недавно проведенному Gazeta Wyborcza, около 70% поляков в возрасте от 19 до 26 лет готовы покинуть родной город ради хорошей работы. Работать они в среднем готовы меньше чем за 600 евро в месяц. Каждый пятый готов взяться за любую работу, но работы нет - едва ли не полмиллиона молодых людей в возрасте до 26 лет остаются безработными.
На словах молодые поляки вполне консервативны и говорят, что наиболее важные для них ценности – это брак, семья и стабильная, мирная жизнь. Большинство из них в принципе против абортов. Однако в реальной жизни все несколько по-другому: практически все они допускают добрачный секс и контрацепцию, они живут вместе годами, перед тем как пожениться – если женятся вообще, и они явно намного терпимее к геям, чем старшие поколения.
Симпатичный дом с садом, дорогая машина, стабильная работа в крупной компании, приличные сбережения и отпуск за границей – вот, по-видимому, предел их мечтаний. Они не мечтают восстать и изменить мир, и крайне подозрительно относятся к коллективным действиям, предпочитая решать свои проблемы в частном порядке. Самое частое решение – перебраться в Лондон или в Дублин, оно же и самое простое. Они не хотят изменить страну – просто оставляют ее гнить.
Тем не менее, в своей собственной стране они все-таки готовы возражать тем, кто хочет навязать им свои идеи, и это стало важным уроком акции перед крестом.
Пока они, к сожалению, выглядят потерянным поколением. Потратив огромное количество сил и средств, мы вырастили миллионы людей и дали им образование. Но стране они оказались не нужны, и мы превратили дешевую образованную рабочую силу в основной предмет экспорта. Однако я все еще надеюсь, что они изменят страну, смогут приблизить ее к своим ценностям и сделают ее более либеральной и открытой, более удобной для жизни. Для этого необходимо чтобы они вернулись. Я не теряю надежды, но думаю, что мне придется подождать.