Стоит ли нам отправлять в космос людей или же ограничиться автоматическими зондами? Споры продолжаются…
Лететь или не лететь? Многие специалисты сегодня ставят перед собой этот вопрос. Нужно ли продолжать завоевание космоса? И если да, то в какой форме: с помощью кораблей с людьми на борту или автоматических аппаратов?
Да и куда вообще нам стоит направиться? Не отходить от Земли (как, например, Международная космическая станция, которая движется по низкой орбите на высоте 300-400 километров), выйти в дальние «окрестности» нашей планеты (на 1000 километров) или же нацелиться на Марс, который расположен более чем в 55 миллионах километров?
И с какой целью? Чтобы построить научную обсерваторию или заняться созданием людских колоний, о чем мечтал Циолковский в 1903 году? В целом, здесь мы видим столкновение двух точек зрения, скептиков и энтузиастов.
Вообще, результаты завоевания космоса на данный момент достаточно неоднозначны. За вычетом космических станций («Салют», «Мир», МКС с 1998 по 2015 год), научный интерес которых довольно ограничен, последний полет в человека в космос осуществили китайцы в 2008 году.
Космические челноки
Миссия «Аполлон-11», во время которой американец Армстронг впервые ступил на поверхность Луны и воскликнул: «Один маленький шаг для человека – огромный шаг для всего человечества», стала ключевым моментом в космической авантюре.
Тем не менее, изучение Луны принесло лишь разочарование за исключением разве что исследований полученных образцов горных пород и обнаружения гелия-3, который является потенциальным источником топлива для проекта термоядерного реактора Iter.
Для смены экипажей и пополнения ресурсов на орбитальных станциях использовались ракеты-носители (например, «Союз») и пять американских шаттлов. Два из них, «Челленджер» и «Колумбия», взорвались во время полетов в 1986 и 2003 году, в результате чего погибли 14 астронавтов. «Дискавери» совершил свой последний рейс 24 февраля, тогда как «Атлантис» уйдет на пенсию 28 июня.
Параллельно с этим развитие новых технологий позволило специалистам осуществить целый ряд проектов (преимущественно научных) посредством автоматических аппаратов.
Автоматические аппараты
Среди всех этих аппаратов нужно в первую очередь отметить телескоп «Хаббл» (Nasa-ESA, 1990) который позволил подтвердить некоторые моменты астрономической теории (наличие «черных дыр» у ядер галактик, проблема расширяющейся вселенной) и напрямую заснять падение кометы Шумейкеров-Леви 9 на Юпитер в 1994 году.
Другие значимые достижения: зонд «Кассини-Гюйгенс» (Nasa-ESA) совершил в 2004 году полет вокруг Сатурна, тогда как в 2005 году японский аппарат «Хаябуса» сумел приземлиться на астероид и получить образец породы. И это за миллионы километров от Земли!
Не стоит забывать и о Марсе, к которому уже было отправлено несколько исследовательских миссий. С 1960 по 1995 год неудачу потерпело такое число американских и российских аппаратов, что некоторые начали поговаривать о «марсианском проклятии».
Тем не менее, благодаря аппаратам «Маринер» и «Викинг» нам удалось увидеть, что Марс – это красная пустыня с высокими вулканами и каньонами, изуродованная огромными «царапинами», которые свидетельствуют о том, что в прошлом на планете имелась вода.
Бурное развитие космического туризма
Позднее в результате серии американских и европейских проектов Mars Pathfinder (1997), Mars Global Surveyor, Mars Odyssey и Mars Express (ESA, 2003), в которых использовались также небольшие колесные роботы-марсоходы, ученые выявили наличие водорода у полюсов и метана в атмосфере.
Начиная с 2001 года, когда состоялся первый в истории полет туриста на Международную космическую станцию (за 20 миллионов долларов), сфера космического туризма переживает бурный рост.
В космическую авантюру пустилось сразу несколько американских компаний: принадлежащая Ричарду Брэнсону (Richard Branson)Virgin Galactic построила суборбитальный космический корабль SpaceShipOne и готовится выпустить SpaceShipTwo в 2011 году, в то время как в Blue Origin разработали аппарат New Shepard, полет на котором будет стоить 200 000 долларов.
Кроме того, «в декабре 2010 года компании SpaceX удалось произвести запуск необычного гибрида ракеты и корабля Falcon9-Dragon, который просто поразил все космическое сообщество», - рассказывает эксперт Ален Дюпа (Alain Dupas).
Полет на Марс: противоречивая проблема
Так, с учетом всего этого, стоит ли нам пытаться осуществить полет на Марс? Да, отвечают энтузиасты из ассоциации Planet Mars, французское отделение которой возглавляет инженер Ричард Хейдманн (Richard Heidmann). Кроме того, этот человек входит в число ярых сторонников «терраформирования», то есть создания на планете схожей с земной атмосферы, которая является ключевым условием для развития жизни.
Нет, отвечают другие специалисты, как, например, Изабель Сурб-Верже (Isabelle Sourbès-Verger) или Жак Бламон (Jacques Blamont). По их словам, ученым нужно провести еще немало исследований для создания новых типов двигателей, а также средств защиты человека от радиоактивного излучения.
«Если человек все же решится туда отправиться, лучшим решением станет жизнь под поверхностью планеты с помощью развернутых надувных структур внутри лавовых трубок, - советует Жак Бламон. - И если полет состоится, это коснется лишь несколько десятков или около сотни мужчин и женщин. Что явно недостаточно для создания колонии, о которой думают мои коллеги-астрофизики Стефан Хоукинг (Stephan Hawking) и Андре Браик (André Brahic)».