Не прошло и трех лет с того момента, когда военные действия в Грузии держали в напряжении весь мир. Теперь Кавказу угрожает новая война, война более кровавая и более продолжительная, чем это было в 2008 году, а ее последствия будут непредсказуемыми для безопасности в Европе. Тем не менее международное сообщество - и прежде всего Европейский Союз – благородно держится в стороне, поскольку подстрекателем войны в данном случае выступает Азербайджан – поставщик нефти и важный партнер при строительстве трубопровода Nabucco, по которому в Европу предполагается транспортировать нефть и природный газ.
При этом нельзя не заметить признаки приближения опасности. В последнее время Азербайджан постоянно увеличивает свои измеряемые миллиардами военные расходы. Недавно они выросли на 45% и превысили три миллиарда долларов, что составляет почти пятую часть государственного бюджета этой страны. Одновременно Баку открыто угрожает своему соседу Армении нанесением военного удара. Достигнутое в 1994 году соглашение о прекращении огня продолжает оставаться хрупким. На демаркационной линии, отделяющей оккупированный Нагорный Карабах от Азербайджана, все чаще происходят перестрелки, в результате которых с обеих сторон имеются убитые и раненые. Спираль насилия в любой момент может привести к открытой войне.
Это имело бы фатальные последствия прежде всего для гражданского населения. Все еще примерно 500 000 беженцев из Нагорного Карабаха живут иногда в нечеловеческих условиях в лагерях и временных жилищах. Однако со времени первой войны в начале 1990-х годов, в ходе которой погибли десятки тысяч человек, обе стороны укрепили свои вооруженные силы. Обладая значительным и современным военным потенциалом, каждая из сторон способна уничтожить крупные населенные пункты и важные части инфраструктуры противника. Быстрое окончание боевых действий, как это было в Грузии, представляется маловероятным, если принимать во внимание примерно равное соотношение сил.
Столь же катастрофичными были бы последствия этой войны и для Европы. В конце концов существует опасность того, что Турция может быть втянута в этот конфликт. Помимо этого, дестабилизацию в регионе могут использовать исламистские силы для мобилизации собственных сторонников. Хотя мусульманский Азербайджан и имеет длинную светскую традицию, ситуация на Северном Кавказе показывает, как быстро такого рода регион может превратиться в базу для террористических ячеек.
Неразрешенные территориальные конфликты замедляют демократизацию.
Поэтому Евросоюз и международное сообщество должны действовать очень быстро. В Грузии Брюссель со своими независимыми наблюдателями хорошо зарекомендовал себя в качестве независимого посредника. Нечто подобное было бы возможно и в случае с Нагорные Карабахом. ОБСЕ следует увеличить свою миссию в этом регионе. Посредники из Минской группы под руководством Франции, России и Соединенных Штатов должны усилить давление на обе стороны для того, чтобы мирные переговоры были продолжены.
Борьба за Нагорный Карабах – наряду с конфликтом по поводу грузинских мятежных провинций Южной Осетии и Абхазии – это еще один пример того, как нерешенные территориальные споры замедляют демократическое развитие этого региона. Автократичный президент Азербайджана Ильхам Алиев, унаследовавший этот пост от своего отца в 2003 году, охотно использует существующий конфликт для того, чтобы отвлечь внимание от внутренних проблем. А также для того, чтобы сохранить свою власть, несмотря на скромные доходы от добычи нефти, доходящие до простых граждан. В 2010 году он добился на референдуме изменения конституции, которая разрешает ему в 2013 году в третий раз выставить свою кандидатуру на президентских выборах. От государственных чиновников нередко требовали, чтобы они голосовали за эти изменения. На парламентских выборах в ноябре прошлого года правящий режим активно использовал свои ресурсы, в результате чего из 125 депутатов только один оказался представителем оппозиции.
Вот еще несколько цифр: в соответствии с коррупционным индексом организации Transparency International, Азербайджан занимает 134 место из 178, и это свидетельствует о том, что доходы от природных ресурсов получают в первую очередь представители властной элиты. Еще хуже обстоит дело со свободой печати. Организация «Репортеры без границ» переместила Азербайджан с 113 места, которое он занимал в 2003 году, на 152 место в списке из 178 стран, так как правящий в Баку режим постоянно предпринимает все более жесткие действия против критически настроенных журналистов. В Тунисе и Египте представители молодежного интернет-сообщества находились во главе восставших, тогда как такого рода попытки в Азербайджане были жестоко подавлены.
Однако это государство вот уже в течение десяти лет является членом Европейского совета, и у него есть также обязательства относительно проведения реформ в рамках программы Восточное партнерство Евросоюза. И тем не менее Азербайджан все больше отдаляется от того, чтобы стать полноценной демократией. Частично ответственность за это несет и Евросоюз. Слишком долго он концентрировал свое внимание на таких темах как энергетика и экономическое сотрудничество. В результате Алиеву и его клике удалось укрепить свои позиции и взобраться на пьедестал, и теперь они, глядя сверху вниз, считают, что они могут игнорировать иностранную критику.
При любой форме сотрудничества с государствами не должно быть компромиссов в вопросах о правах человека, заявила недавно федеральный канцлер Ангела Меркель, имея в виду свергнутых диктаторов. В соответствии с этими словами Брюссель и Берлин должны оценивать свои действия и в случае с Азербайджаном.