Хотя в зарубежных средствах массовой информации доминируют новости о политических и физических землетрясениях на Ближнем Востоке и в Японии, новости с Украины о предъявленном экс-президенту страны Леониду Кучме обвинении в превышении служебных полномочий в связи с убийством журналиста Георгия Гонгадзе вызвали не менее мощные политические толчки, до основания сотрясшие основы украинского государства и давшие диктаторам всего мира повод для размышлений. В конце концов, очень редко бывших глав государств привлекают к суду за преступления, совершенные ими в момент пребывания у власти. И еще реже их привлекают к суду в родной стране.
Гонгадзе стал известен как воинственный репортер и автор журналистских расследований, создавший одну из первых в Восточной Европе онлайновую газету «Украинская правда», где публиковалась информация, подвергавшаяся в других местах цензуре. В своих статьях о Кучме и его окружении Гонгадзе разоблачал закулисные сделки, факты коррупции и принуждения в целях подрыва политических процессов и создания вертикали власти для президента. Его делом занимались эксперты и юристы, по нему выносил решение Европейский суд по правам человека. Этому делу приписывают и то, что оно спровоцировало цепь событий, которые подобно снежному кому превратились в «оранжевую революцию» 2004 года, лишившую власти партию Кучмы.
Когда 16 сентября 2000 года исчез Гонгадзе, Кучма начинал второй год своего второго президентского срока. Спустя два месяца в канаве обнаружили обезглавленное тело Гонгадзе. Эта находка могла остаться в категории нераскрытых преступлений – как и многие другие подозрительные случаи гибели и исчезновения журналистов и политиков на Украине за предыдущие несколько лет, если бы не обнародованные секретные записи, которые сделал в президентском кабинете один из сотрудников его службы безопасности. Он записывал беседы Кучмы с другими высокопоставленными руководителями в течение нескольких месяцев. На некоторых записях слышен голос президента, требующего «заняться» Гонгадзе, «чтобы его чеченцы украли» или «депортировать его, б...ь, в Грузию». Проведенные в 2002 году под наблюдением бывшего эксперта ФБР по прослушиванию проверки с использование цифровых методов показали, что никаких подделок там нет, и пленки можно считать подлинными.
В начале 2000-х годов дело Гонгадзе, а также незаконные поставки в Ирак систем слежения ПВО, якобы осуществленные Украиной, стали главными темами в диалоге между Вашингтоном и Киевом. А отсутствие прогресса по этим делам способствовало резкому охлаждению взаимоотношений между двумя странами. Хотя дело Гонгадзе стало причиной тех событий, которые привели к власти «оранжевое» правительство во главе с Виктором Ющенко, оно в период его президентства ничуть не продвинулось в направлении раскрытия. Несмотря на арест в марте 2005 года трех милиционеров, осуществивших похищение журналиста, расследование зашло в тупик и запуталось в паутине волокиты. И лишь в последний год правления Ющенко задержали заместителя министра внутренних дел, предъявив ему обвинение в убийстве, хотя там были весьма любопытные упущения и пробелы, говорившие о том, что заказчика преступления еще предстоит назвать.
Один из трех человек, чьи голоса можно услышать на пленке при обсуждении Гонгадзе, это министр внутренних дел Юрий Кравченко, видимо, погибший в 2005 году в результате самоубийства двумя выстрелами в голову. Тогда все посчитали, что эта смерть весьма удобна, поскольку министра теперь можно обвинить в том, что это он «заказал» убийство, и таким образом прекратить дальнейшее расследование в отношении Кучмы и нынешнего спикера парламента Владимира Литвина, чей голос был третьим на пленке. Оказалось, что делать такой вывод рано. Вызов Кучмы в прокуратуру и выдвинутые против него обвинения в «превышении власти» на посту президента всколыхнули всю политическую элиту Украины, вскрыв старые раны и подняв нерешенные вопросы.
Весть о предъявлении обвинения Кучме оказалась столь неожиданной отчасти из-за того, что она не вписывается в сегодняшний шаблон украинской политики. В первый год пребывания у власти в качестве президента протеже Кучмы Виктор Янукович занялся свертыванием демократических свобод. Его правительство и его политических ставленников обвиняют в ограничении свободы прессы, а также в использовании спецслужб для слежки за студентами, политическими активистами и общественными организациями. Он оказывает давление на парламент и вновь осуществляет концентрацию власти в своих руках. Он задерживает и арестовывает оппозиционных политиков, манипулирует судебной системой, а также уводит Украину прочь от Европы в сторону России.
Утверждения Януковича о том, что он проводит реформы, по большей части кажутся неубедительными, поскольку предыдущее правительство потерпело в этом деле неудачу. Последняя реформа налогового законодательства привела к мощному усилению нагрузки на малые и средние предприятия, не затронув интересы олигархов, что вызвало протесты предпринимателей малого и среднего бизнеса на киевском Майдане, ставшем знаменитым во время «оранжевой революции». Часть манифестантов до сих пор находится под арестом, а на площади возвели высокий забор, дабы предотвратить новые сборища.
Некоторых членов бывшего правительства, находящихся сегодня в оппозиции, обвинили в коррупции, арестовали, посадили за решетку, либо организовали за ними слежку. Самой заметной среди них фигурой является бывший премьер-министр Юлия Тимошенко, которая проиграла Януковичу на выборах в январе 2010 года, набрав всего на три процента меньше голосов. Ее считают серьезной угрозой президенту и поддерживающим его олигархам. В середине декабря против Тимошенко завели уголовное дело, обвинив ее в нецелевом использовании миллионов долларов государственных средств во время нахождения у власти. Следствие по ее делу ведется до сих пор, хотя Тимошенко не подвергалась аресту. Однако до последнего времени выезд за пределы страны ей был запрещен. В прошлом месяце она приехала в Брюссель – как раз в тот момент, когда появились новости о Кучме.
Учитывая отношение Януковича к свободе прессы, к коррупции, а также его злоупотребление властью, кажется весьма странным то, что он разрешил возбудить дело против Кучмы. Существуют разные теории относительно того, кто выдвинул идею о предъявлении обвинения. Но несомненно то, что Янукович, контролирующий все ветви власти, включая судебную, должен был дать этому зеленый свет. Мельница слухов в Киеве переполнена предположениями о самых разных мотивах. Одним из первых в списке фигурирует слух о том, что Януковичу надо спасать свою репутацию и улучшать имидж Украины в глазах Запада. Поскольку международное сообщество расценило уголовное преследование Тимошенко как политически мотивированное и чем-то похожее на обвинения против Михаила Ходорковского в России, Януковичу необходимо принести в жертву кого-то из собственного окружения, чтобы восстановить равновесие справедливости.
Другая теория гласит, что Кучме пришло время расплачиваться за свое гнусное обращение с Януковичем и нежелание поддержать его в 2004 году. Если бы Кучма суровее обошелся с «оранжевой» оппозицией и не согласился на требования Запада о проведении повторного голосования, Янукович как специально отобранный преемник победил бы на основании сфальсифицированных результатов выборов. Есть и еще один плюс в охоте на Кучму: это возможность подорвать позиции его главного сторонника и зятя, олигарха и миллиардера Виктора Пинчука, укрепив при этом положение олигархов из донецкого лагеря самого Януковича. Главный сторонник Партии регионов Януковича Ринат Ахметов, являющийся одним из самых богатых миллиардеров в Европе, это лишь один из тех донецких олигархов, которые выигрывают благодаря сохраняющемуся превосходству этой партии на политической арене.
Само собой разумеется, что масштабный спектакль, каким станет процесс над Кучмой, очень кстати прикует к себе внимание общества на недели, а то и на месяцы, отвлекая население Украины от более земных и насущных проблем: роста цен, задержки с экономическими реформами и ухудшения условий жизни простого народа. (Стоит также отметить, что преступление, в котором обвиняют Кучму – а это превышение власти – имеет 10-летний срок давности. Поэтому, даже если президента осудят, вполне может получиться так, что в камеру он никогда не попадет.)
Вдова убитого журналиста Мирослава Гонгадзе, покинувшая Украину в 2001 году из страха за безопасность своих детей, видит в этом деле хороший шанс для Украины «провести в доме генеральную уборку». После 10 лет борьбы с укрывательством властей и преднамеренно непрозрачными процедурами украинской судебной системы она считает, что это положительный, но неожиданный поворот событий.
«Если украинские власти серьезно относятся к этому процессу, и если справедливость в итоге восторжествует, то борющиеся за свободу журналисты и активисты всего мира смогут почувствовать облегчение, - сказала она мне. – Это феноменальная возможность для очищения политической и судебной системы на Украине. Если суд будет проводиться открыто и прозрачно, президент Янукович может войти в историю не как человек, ограничивавший украинскую свободу, а как руководитель, создавший прецедент для всех тех в нашем мире, кто добивается справедливости».
Украина в очередной раз доказала, что она способна бросить вызов общепринятой точке зрения и опровергнуть оценки политических экспертов. Двадцать лет назад никто не ожидал, что Украина сделает шаг, приведший к распаду Советского Союза. Семь лет назад никто не ожидал, что народ Украины в массовом порядке выйдет на улицы и начнет мирные протесты, положившие начало «цветным революциям» во всем мире. Каков бы ни был исход этого дела, каковы бы ни были мотивы для его возбуждения, нам надо внимательно следить за Украиной, поскольку там мы можем ожидать самого неожиданного.