Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия vs сепаратисты: сражение за Аибгу

© коллаж ИноСМИВ Сухуми хотят объявить грузин преступной нацией
В Сухуми хотят объявить грузин преступной нацией
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Не прошло и 3 лет с момента российской военной агрессии и признания Москвой независимости двух грузинских регионов (Абхазии и Цхинвальского региона), как в конце марта сего года общественность (не столько российскую и грузинскую, сколько абхазскую) потряс скандал, связанный с «демаркацией» абхазского участка российско-грузинской границы, затеянной Кремлем и режимом Багапша.

Не прошло и 3 лет с момента российской военной агрессии и признания Москвой независимости двух грузинских регионов (Абхазии и Цхинвальского региона), как в конце марта сего года общественность (не столько российскую и грузинскую, сколько абхазскую) потряс скандал, связанный с «демаркацией» абхазского участка российско-грузинской границы, затеянной Кремлем и режимом Багапша.

Эта показательная акция по переделу оккупированных территорий по задумке ее организаторов должна была послужить примером тесного сотрудничества между Москвой и ее марионетками, которых она именует «независимыми государствами». Однако, едва начавшись, переговоры переросли в скандал, который не удалось скрыть от общественности. Камнем преткновения в неразделимой «российско-абхазской дружбе» стал территориальный вопрос. А именно, Россия вознамерилась присоединить к себе 160 км2 Абхазии, т.е. примерно 20% Гагрского района.

Как сообщается, основанием для этого неожиданного шага стала давняя претензия неких сочинских бизнесменов, желавших осуществлять бизнес на территории Гагрского района (пос. Аибга) и утверждавших, что сепаратисты препятствуют этому. Еще в бытность В.Ардзинбы они направили письмо российским руководителям с требованием разобраться в ситуации, а также копию – представителям сепаратистов. До сегодняшнего дня этот вопрос висел в воздухе, пока России не подвернулась возможность присоединить к себе «лакомый кусочек».

Дело в том, что уже несколько лет Россия в промышленных масштабах занимается незаконной добычей и контрабандой природных ресурсов из оккупированной Абхазии, направляемых на строительство олимпийских объектов в Сочи (главным образом, это песчаногравийная соль (ПСГ)). При этом, говорить о соблюдении каких бы то ни было технологических или экологических норм не приходится, что наносит непоправимый ущерб уникальной экологии региона.

С целью оптимизации этой и иной незаконной деятельности, осуществляемой на территории Абхазии, для России важно максимально избавиться от каких бы то ни было препятствий. В 2009 году охрана абхазского участка российско-грузинской границы перешла под руководство российской пограничной службы. Фактически, у абхазов отобрали один из их немногих формально имевшихся атрибутов «независимости». А буквально на днях, 23 марта 2011 года, соглашением между абхазским режимом и Москвой было создано специальное подразделение Российской таможни на территории Абхазии (!). То есть, постепенно и целенаправленно Москва присваивает себе функции управления, основополагающие для любого государства (коим провозглашена и Абхазия). На этом фоне возникшие, словно гром в ясном небе, претензии России на Гагрский район выглядят угрожающе для сухумских лидеров.

Все это говорит о том, что ее позиция в отношении оккупированных грузинских территорий становится все более непоследовательной и непринципиальной. Это отражает неоимперскую тенденцию, согласно которой в долгосрочной перспективе Россия хотела бы видеть оккупированные грузинские территории (а также всю Грузию) в своем составе. О намерении «влиться» в состав России даже опрометчиво оговорился глава цхинвальского режима Э.Кокойты в 2008 году.

Однако, в связи с сильным политическим резонансом и принятием целого ряда международных документов, осуждающих российскую агрессию и подтверждающих факт оккупации грузинских территорий, осуществление этих задумок в нынешних геополитических условиях стало затруднительным для Москвы. Таким образом, оба режима повисли бесполезным грузом на шее российских налогоплательщиков.

Не имея практически никаких возможностей для извлечения из них выгоды (ни политической, ни экономической) и неся лишь многомиллиардные убытки на содержание двух коррумпированных режимов, Россия совершает действия, в которых все отчетливее прослеживаются агрессивные ноты, направленные против «независимости» двух регионов.

С другой стороны, не совсем понятно с какой целью Москва вынесла абхазским сепаратистам оскорбительное и откровенно провокационное предложение по Гагрскому району, учитывая специфику региона.

В абхазском обществе уже давно появился многочисленный слой (в основном состоящий из националистов и патриотов), который не доволен откровенным закабалением и полномасштабной колонизацией Абхазии со стороны России. До сих пор абхазским де-факто властям удавалось это объяснять экономическими и социальными выгодами, а также отсутствием альтернатив. Однако гипотетическая передача 160 км2 абхазской земли в условиях националистически настроенного нищего населения переходит все рамки предприимчивости, что может повлечь за собой непредсказуемые для абхазских правителей последствия. И, что немало важно, больно ударить по «российско-абхазским отношениям».

Скорее всего, представители сепаратистов, которые в конце марта отправлялись в Москву на переговоры по «демаркации границ», делали упор именно на этом обстоятельстве в надежде вымолить пощаду у Кремля и спасти «российско-абхазскую дружбу». Как стало известно 5 апреля, им удалось разрешить часть претензий в пользу Абхазии, однако, вопрос об абхазском поселке Аибга до сих пор остается открытым.

В любом случае надо понимать, что если путинское руководство уже приняло решение в отношении оккупированного региона, то оно разделается с ним и без согласия на то абхазов. Поэтому, вероятнее всего, здесь имеет место какой-то политический шантаж между Москвой и ее марионетками, подробности которого скрыты от общественности.

В грузинском МИДе уже четко охарактеризовали свою позицию по этому вопросу – поскольку Абхазия и Цхинвальский регион являются оккупированными территориями, то никакие соглашения его де-факто властей не могут иметь законной силы. Москва и ее сателлиты могут сколько угодно заниматься криминальным переделом собственности, позиция мирового сообщества по вопросу оккупированных территорий Грузии все равно остается неизменной, что рано или поздно приведет к восстановлению законной власти на всей территории в обоих регионах и освобождению местного населения от российской аннексии.

*****

Примечательно, что это уже не первый инцидент в отношениях России и сухумского режима. Не позднее, как в 2010 году в России появилась информация об отъеме у российских граждан абхазской недвижимости и всяческих притеснениях, что породило антиабхазскую истерию в российских СМИ и интернете. А в январе 2011 года Москва уличила правительство Багапша в краже 347 миллионов российских рублей.