Правительство Грузии продает российской компании «Интер РАО ЕЭС» две гидроэлектростанции, несмотря на то, что отношения между Тбилиси и Москвой остаются очень напряженными.
Речь идет о каскаде гидроэлектростанций на реке Храми – «Храми ГЭС-1» и «Храми ГЭС-2», за которые грузинское правительство получит от российского гиганта 104 млн долларов.
Это решение, по словам министра энергетики и природных ресурсов Грузии Александра Хетагури, выгодно как в экономическом, так и в техническом плане. «Интер РАО ЕЭС», подчеркнул министр, построит три новые гидроэлектростанции и инвестирует в проект 193 млн долларов.
«С компанией шли переговоры о добавочном инвестировании и строительстве гидроэлектростанций на реке Храми суммарной мощностью примерно 90-100 МВт, - пояснил Хетагури. - Соответственно было принято такое решение, так как это экономически выгодно для страны».
В Тбилиси считают, что передача двух ГЭС станет стимулом для российской компании, которая до этого обладала лишь правом на их управление до конца 2024 года.
Прибыль или политика?
Эту информацию подтверждают и в Москве. «Группа «Интер РАО ЕЭС» готова выступить покупателем 100% акций АО «Храми ГЭС-1» и АО «Храми ГЭС-2»», - говорится в сообщении российской компании. При этом ее пресс-секретарь Николай Горелов подчеркнул: процесс приватизации пока не завершен.
«Мы заинтересованы в покупке этих активов и, соответственно, ждем решения грузинской стороны, так как процесс приватизации - дело не одного дня, - сказал он в интервью Русской службе Би-би-си.- Мы видим, что эти электростанции генерируют прибыль. Более того, учитывая, что мы их модернизируем, они будут развиваться, и в случае их приобретения мы сможем получить прибыль».
Обе гидроэлектростанции эксплуатируются круглый год, а их суммарная мощность, по данным «Интер РАО ЕЭС», составляет 226,5 МВт.
Российский капитал – антироссийская риторика
Очередная приватизация энергетических объектов российскими компаниями вызвала новую волну критики в адрес руководства Грузии со стороны оппозиции и части экспертов.
По словам представителей оппозиции, сделка может иметь тяжелые последствия для Грузии, а российский холдинг постепенно монополизирует энергосистему не только Грузии, но и всего региона.
Дело в том, что «Интер РАО ЕЭС», председателем совета директоров которой является российский вице-премьер Игорь Сечин, уже владеет значительными активами на грузинском энергетическом рынке. В их числе уставной капитал распределительной компании «Теласи», поставляющей электроэнергию в Тбилиси. Российской группе принадлежит и тепловая электростанция и компания AES Transenergy, экспортирующая электроэнергию в Турцию.
Эксперт Гия Хухашвили говорит, что, публично подвергая Кремль резкой критике, на практике грузинское правительство с готовностью уступает России важные объекты.
«Эта сделка имеет скорее символическое значение: Россия практически завершила процесс приватизации для установления контроля над грузинской энергетикой, - считает Хухашвили.- Парадокс заключается в том, что за риторикой стоит очень благотворное сотрудничество. На фоне риторической войны мы практически сдаем целиком систему энергетической безопасности Грузии России».
Экономист и исполнительный директор Кавказского института экономических и социальных исследований Давид Нармания, однако, полагает, что Грузия делает вынужденный выбор в пользу инвестиций - на фоне низкой активности инвесторов.
«Я не считаю это правильным решением с грузинской стороны, - объясняет свою позицию Нармания. - Россия старается овладеть большим количеством объектов, особенно энергетических, где это возможно, и, в основном, преследует политические интересы. Это политическая инвестиция с российской стороны».
Экономика вне политики?
В самой «Интер РАО ЕЭС» заявляют, что политические отношения между Россией и Грузией не имеют к ее работе никакого отношения.
«Мы вне политики работаем, нас связывают исключительно бизнес-интересы, - настаивает пресс-секретарь компании Николай Горелов.- Я полагаю, что наша команда высокопрофессиональная, и грузинские электроэнергетические предприятия нуждаются в таких специалистах, то есть процесс взаимный. При этом мы сразу договариваемся о том, что политическая ситуация не будет превалировать над бизнес-интересами».
В правительстве Грузии также не разделяют опасений относительно того, что в сделке заключен риск, отмечая, что напряженные политические отношения не влияют на решения властей по отношению к российским инвесторам.
«Несмотря на то, что с российской стороны была осуществлена оккупация и открытая военная агрессия, грузинские компании будут иметь здоровые экономические отношения с российскими компаниями», - заявил журналистам министр энергетики и природных ресурсов Александр Хетагури.