После небольшого затишья, снова зазвучали разговоры о разнице в оценке президентом Дмитрием Медведевым и главой правительства Владимиром Путиным ситуации в Ливии и вмешательства сил НАТО. Разногласия снова всплыли на поверхность, когда Медведев принял решения отправить в отставку российского посла в Ливии, который заявил о том, что разделяет позицию Путина и обвинил Кремль в игнорировании национальных интересов.
С приближением президентских выборов в России, которые пройдут в начале будущего года, все больше разговоров ведется о перспективах развития отношений в правящем тандеме Путин-Медведев. Несмотря на то, что обе стороны тандема пытаются отрицать существование противоречий во взглядах на многие проблемы внутренней и внешней политики, нынешнее положение вещей говорит о том, что приближается момент, когда закулисная борьба, продолжающаяся уже многие годы, наконец закончится. Совершенно естественно, что целью такой борьбы не может быть политическая стабильность, так как само существование подобного противостояния означает неутойчивость всего политического режима. С такой точки зрения и следует воспринимать недавно произошедшие между сторонами российского правящего тандема заочные перепалки и споры относительно официальной позиции России по Ливии. Путин осудил резолюцию Совета безопасности ООН №1973 о введении бесполетной зоны над Ливией, указав на то, что она позволяет осуществить вмешательство в дела независимого государства, обладающего суверенитетом, и сравнив решение Совбеза со средневековыми призывами к крестовым походам. Тем временем, Медведев заявил, что необходимо воздерживаться от подобных высказываний, поскольку они по сути своей ведут к столкновению цивилизаций. Также российский президент осудил сравнение военной операции в Ливии с крестовыми походами, заверив, что это неприемлемо и может привести к усугублению ситуации. По его словам, абсолютно все должны помнить об этом. Ясно, что это прямой намек на премьер-министра. Путин сообщил о своей позиции, особо подчеркнув, что, хотя внешняя политика и не входит в круг полномочий правительства, точка зрения правительства такова: режим Муаммара Каддафи не соответствует демократическим принципам, однако это не дает иностранным государствам права вмешиваться во внутреннюю политическую борьбу, в том числе и вооруженную, для защиты одной из сторон. Премьер-министр выразил свою озабоченность такой, как он выразился, легкостью, с которой Вашингтон принимает решения о применении военной силы на территории других государств.
Президент Медведев, в свою очередь, занял противоположную позицию, заявив, что поддерживает резолюцию Совбеза ООН. Он подчеркнул, что дал указание постоянному представителю России в Совбезе не применять право вето и не препятствовать принятию резолюции, поскольку убежден, что нельзя позволять Муаммару Каддафи делать то, что он делает в отношении гражданского населения Ливии. Также Медведев выразил свое неприятие того, что Каддафи проигнорировал призывы международного сообщества остановить насилие и резолюцию №1970, принятую в Совете безопасности единогласно (в числе проголосовавших «за» была и Россия).
Подобное расхождение во взглядах не появилось неожиданно в один момент: за последние три года пропасть между лидерами росла, особенно это касалось отношения к сближению с Западом и общего образа мыслей. Ни для кого не секрет, что Медведев либерал по стилю управления и мышления, в то время как Путин предпочитает более жесткий стиль действий, продолжает критиковать Запад. Так, на конференции во время Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности в 2007 году он заявил, что международное сообщество должно прилагать усилия для того, чтобы устранить гегемонию одного полюса силы и распределить влияние более равномерно. Проблема становится более понятной, если присмотреться к комментариям и высказываниям чиновников защищающих ту или иную сторону. При этом, им всем не надо забывать и о результатах предстоящих выборов. Газета «New York Times» пишет, что они ведут себя как дети, с удивлением увидевшие, как громко ссорятся их родители. Существуют также сведения, что президент и премьер приглашали должностных лиц на важные встречи, проходящие в одно и то же время. Что же это, как не попытка выяснить, на чьей они действительно стороне? Именно этим можно объяснить внезапную отставку посла России в Ливии Владимира Чамова. Он вернулся в Москву после того, как Дмитрий Медведев обвинил его в несоблюдении интересов своей страны из-за комментариев посла относительно позиции России резолюции №1973. Своим указом об отставке посла президент Медведев создал прецедент: еще ни разу в истории российской дипломатии посла не отзывали из страны без объяснения причин. Зато причину отставки объяснил сам Чамов по возвращении из Ливии. Он заявил, что поддерживает и разделяет позицию Путина по двум принятым Совбезом ООН резолюциям, а также подчеркнул, что Россия понесла большие убытки в связи с исполнением резолюции. Уходя из Ливии, российские нефтяные компании теряют миллиарды долларов, которые тем временем очень хотят заполучить западные страны. Помимо этого, огромные убытки терпит и компания «Российские железные дороги», выигравшая тендер на строительство первой в истории Ливии железнодорожной линии. Неудивительно, что владельцы и руководители этих компаний в полной мере разделяют мнение Путина! Чамов также сказал, что Путин, который считает военную кампанию Запада против Ливии похожей на крестовый поход, оказался не очень далек от истины, и что он, Чамов, полностью согласен с оценкой главы правительства.
Таким образом, мы наблюдаем за борьбой, которая близится к завершению. Конец борьбы будет началом подготовки к президентской гонке, и мы узнает больше фактов о позициях обоих сторон правящего тандема. Нельзя отрицать, что результаты этой борьбы определят будущее страны, которая сейчас выбирает из двух альтернатив. Первая - это либеральная направленность в политике, продолжение модернизации, развитие демократических институтов, продолжение политических и экономических реформ. Вторая же означает авторитарный стиль правления, поддержку силовых структур, уменьшение степени сближения с Западом. Все вышесказанное означает, что окончание периода двоевластия в России может стать началом нового политического кризиса. Некоторые ожидают, что тандем распадется, и после ухода одной из сторон вторая сосредоточит в своих руках всю власть.