Одноклассник Юрия Гагарина Евгений Дербенков, друживший с первым космонавтом до самой его гибели, считает, что Гагарина могли «убрать» – слишком популярной и влиятельной фигурой он стал. С одноклассником и другом Юрия Гагарина корреспонденты Радио Свобода встретились в селе Клушино Смоленской области, где прошло детство космонавта №1.
- Я на месте падения был, где они разбились с Серегиным, - рассказывает Евгений Дербенков. - Нас привезли – яма в лесу, деревья поломаны, и железки разбросаны. И вот так как-то интересно получается – я Юрку не хоронил, тела его не видел, и мне кажется, что он живой. Детство наше вспоминаю, мы с ним бегали и голодные, и холодные, и крапиву ели, и лебеду собирали. И надо же – пролетел человек весь земной шар за 108 минут, а здесь с Серегиным два таких летчика-аса – и разбились на самолете в каких-то кустах в лесу.
- Появлялись разные версии, в том числе, что он был пьян.
- Да бросьте. Не может такого быть. Я вот другую версию выдвигал. И Леонову говорил (Алексей Леонов, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, первый человек, вышедший в открытый космос. – РС), и Горбатко (Виктор Горбатко, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. - РС). Вот в этом же доме гагаринском – стоим у стола, по рюмочке выпиваем в день рожденья Юрин… И там был один генерал-лейтенант, я ему говорю: почему нет точных данных, как Юра погиб? Сломалось ли что, техника отказала? Вы знаете, говорю, как он погиб? Скажите мне как другу Юриному. Он смеется. Говорит – данных нет. Не то чтобы засекречены, а просто нет. А я им отвечаю, прямо здесь же, за столом, Климук еще, по-моему, был (Петр Климук, летчик-космонавт СССР, генерал-полковник, дважды Герой Советского Союза, с 1991 по 2003 год — начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. - РС): Юрку, говорю, надо было уничтожить. Он не нужен стал. Он вошел в историю, совершил подвиг, весь мир его знает, высшими наградами всех стран награжден, и зачем он теперь нужен – чтобы пришел, где-нибудь кулаком по столу стукнул?
- Почему вы предполагаете, что дело обстояло именно так?
- Ну я просто хорошо его знал: он был любитель что-то кому-то доказывать, грамотный мужик был. Это могло не понравиться. Ну и проще убрать такого человека, как у нас это заведено. Такая мысль была у всех наших общих с Юркой товарищей, из которых сейчас остался только один я. Он был очень популярен. В Клушине его всегда встречали с восторгом и дарили полевые цветы.