Настроение испортилось. В российском истеблишменте оптимизм и ощущение экономического прорыва уступили место разочарованию. Жители этой страны, которые в 1990-е годы получили только первое представление о конкуренции и демократии, быстро улетучившееся в последнее десятилетие, теперь больше думают о гетерономии, то есть о зависимости от внешних обстоятельств, чем о своих собственных избирательных возможностях. Даже большая часть российской элиты в последнее время убеждена в том, что Владимир Путин в 2008 году именно потому посадил в Кремль своего воспитанника Дмитрия Медведева, что он был самым слабым в его окружении.
И теперь за год до президентских выборов, естественно, молодой наследник престола начал шевелиться, то Путин тут же не только поставил его на место, осудив военное вмешательство в Ливии и назвав его «крестовым походом», но и по другим вопросам подверг президента резкой критике. В конце марта российский президент выступил с пакетом из десяти инициатив, которые, по его мнению, должны улучшить «очень плохой» инвестиционный климат в стране. Российские средства массовой информации ломают голову над тем, не являются ли эти «мартовские тезисы» историческим поворотным пунктом, или же они представляет собой еще одно свидетельство мнимого противоборства.
Медведев среди прочих важных инициатив требует, чтобы до 1 октября вице-премьеры и министры вышли из советов директоров государственных концернов. Это в большей степени относится к людям Путина. Сама инициатива не является особенно важной – скорее это формальное приспособление к минимальным западным стандартам или просто рокировка в пользу своего собственного клана чиновников.
Большее значение имела бы масштабная приватизация, которая пока еще не состоялась, и поэтому Медведев потребовал разработать к маю детальный план.
Не все инициативы являются новыми, но, тем не менее, некоторые сформулированы столь конкретно, что власть Медведева становится ощутимой. То, что можно заметить невооруженным взглядом и то, что, по крайней мере, столь же значимо, как и персональные вопросы, - это панические поиски обоими партнерами по тандему стратегии на период после 2012 года, а также способов привлечения инвесторов для того, чтобы не задохнуться в состоянии застоя. Путинская парадигма безопасности и стабильности не является больше доминирующей, тем более что его неудачи в области борьбы с коррупцией и террором больше нельзя скрыть за завесой красивых слов. Главным остается вопрос – каким образом обеспечить рост?
После нескольких лет экономического бума, питавшегося нефтью и оптимизмом, а также обвала с последовавшим в 2009 году сокращением экономических показателей на 7,9 процентных пункта делается вывод – сопровождаемый чувством страха – о том, что ситуация в России не улучшается. Несмотря на высокие цены на нефть, России предсказывают скромный рост в 4,2%, что отличает ее от других государств с развивающимися экономиками. При этом прогнозы относительно цены на нефть увеличены на 30% и составляют 105 долларов за баррель. «Нефть уже не приводит к оптимизму, как это было раньше, - отмечает главный экономист Сбербанка Ксения Юдаева. – А другой механизм роста пока не найден».
Новая волна эмиграции
Многие предприятия закрываются. Согласно опросам общественного мнения, от 11% до 17% опрошенных хотели бы эмигрировать из-за накопившегося разочарования. Экономические проблемы вкупе с недоверием к власть имущим могут привести к таким же потрясениям, как это было в 1980-х годах, в конце брежневской эры, подчеркивается в материалах близкого к Кремлю Центра стратегических исследований ЦСИ (так в тексте – прим. перев.).
Популярность Путина и Медведева значительно сократилась. Однако она все еще продолжает оставаться высокой, так как их поддерживают две трети населения страны. Однако, по мнению проведенных Левада-центром исследований, все большее количество людей считает, что страна движется в неправильном направлении. После долгих лет самовосхваления призывы к инвесторам оказываются единственно возможным источником роста. Путин дал указание правительству ежегодно привлекать от 60 до 70 миллиардов долларов в страну в виде инвестиций, тогда как в 2010 году этот показатель составил всего 13,8 миллиарда долларов. Одновременно 45 миллиардов долларов чистого капитала было выведено из страны за прошедшие полгода, что для многих оказалось неожиданным.
Инвесторы нуждаются в правовых гарантиях, тогда как предприниматели и граждане внутри страны, напротив, выступают за экономическую модернизацию, а также, по словам Медведева, за свободу в определении своей судьбы, а также за участии в экономической и политической жизни страны. Выборы должны быть свободными, провозглашает сегодня авторитетный министр финансов Алексей Кудрин. Но это означало бы изменение самой системы.