Через 25 лет после катастрофы на Чернобыльской АЭС, произошедшей 26 апреля 1986 года, воздействие радиации на прилегающую местность все еще ощущается. Тогда основное внимание было сосредоточено на землях, находившихся в непосредственной близости от атомной электростанции, откуда были выселены сотни тысяч людей. Там была создана зона отчуждения радиусом 30 километров, доступ в которую до сих пор ограничен.
Но радиация распространилась гораздо дальше. Около 200 тысяч квадратных километров на территории Украины, Белоруссии и России подверглись интенсивной зараженности радионуклидами, среди которых цезий-137, высокотоксичный элемент, период полураспада которого составляет 30 лет. Срок его нахождения в окружающей среде достигает 300 лет. Оказавшись в почве, он проникает в растения и организм животных, а затем по продовольственной цепочке попадет внутрь человека, превращаясь таким в источник внутренней радиации. Как явствует из карт ООН, радиоактивное облако накрыло также и все страны Европы.
Радиологический доклад, подготовленный недавно Гринпис, с полным текстом которого можно ознакомится на сайте этой природоохранной организации, говорится, что на Украине есть обширные сельские зоны, на сотни километров удаленные от Чернобыля, где цезий-137 и другие радиоактивные элементы заражают почву и воду, проникая из них в растения и животных, а затем и в продукты питания, заявила El Mundo научный сотрудник Greenpeace Ирина Лабунская, которая отвечает за лабораторные исследования.
Зараженные продукты питания с Украины
Во время своего визита на Украину сотрудники природоохранной организации взяли 117 образцов пищи в Ровненской и Житомирской областях и подвергли их лабораторному анализу.
В ходе анализа было выявлено наличие радиации во многих образцах, причем ее уровень намного превышал, нормы, установленные органами санитарного надзора.
Заражение особенно поражает такие продукты как молоко, поскольку коровы пасутся на пастбищах, пораженных радиацией. Большое количество радиации также содержится в лесных ягодах и грибах, поскольку кусты и грибы достаточно быстро поглощают радиацию, осевшую в верхнем слое почвы.
Грибы и лесные ягоды являются важной частью рациона украинских крестьян, использующих дары природы в течение всего года. Традиции домашних заготовок там очень сильны. В образцах картофеля, свеклы, моркови и мяса также был отмечен высокий уровень радиации.
Представители Гринпис поясняют, что их работа не предполагает исчерпывающую оценку, а лишь является лишь своего рода исследованием, направленным на то, чтобы показать остроту положения. Например, в одной деревне Ровненской области цезий-137 был обнаружен в 93% собранных образцов молока. Уровень цезия-137 в них превышает в 1,2 – 16,3 раза допустимую норму содержания этого вещества в молочных продуктах, установленную украинскими властями. А анализ грибов, собранных в Житомирской области и готовых к употреблению, показал уровень активности, равный 288 000 беккерелей на литр, то есть, в 115 раз больше установленной нормы.
Забывчивость органов власти
Гринпис напоминает, что власти не должны закрывать глаза на происходящее, как это имеет место сейчас. «По прошествии 25 лет, население, проживающее за сотни километров от Чернобыля, продолжает подвергаться высоким уровням радиации, содержащейся в продуктах питания местного происхождения. Мы требуем от правительства Украины не ослаблять контроль за радиационной обстановкой», заявляет Аслихам Тумер, отвечающий за вопросы энергетики в Гринпис.
В действительности, именно нехватка средств у сельских жителей вынуждает подвергать себя риску употребления в пищу зараженных продуктов питания, поскольку все отлично знают, что земли здесь заражены.
Вскоре после аварии были составлены подробные карты уровней радиационного заражения по всей территории страны. На них указывалось, какие именно земли и леса были непригодны для производства продовольствия. Земли классифицировались по четырем категориям, в зависимости от степени заражения. Радиоактивное облако рассеялось в течение нескольких дней благодаря ветрам и дождям, и заражение рассеялось весьма неоднородно. Таким образом, рядом с Чернобыльской АЭС есть зоны, где уровень фоновой радиации значительно ниже, чем в тех, которые расположены за сотни километров.
Проблема Украины заключается в том, что через 25 лет после аварии многие крестьяне из наиболее бедных районов этой страны не прислушиваются к рекомендациям и выводят свой скот на заведомо зараженные пастбища, подчеркивают активисты Гринпис.
За последние годы правительство Украины сократило предоставление помощи крестьянам, проживающим в пораженных районах. Они имели право на получение ежемесячных субсидий на покупку продуктов питания, чтобы не использовать в этих целях свои зараженные земли. Однако с 40 евро в месяц эти субсидии сократились до 20 центов в месяц, как заявили El Mundo представители органов власти Рокитнянского района, одной из наиболее зараженных зон, расположенных к западу от Чернобыля.
Руководители органов здравоохранения этого же района подчеркивают, что оказывают постоянную помощь гражданам с высоким уровнем радиации в организме, вызванным употреблением в пищу зараженных продуктов питания, а также стремятся хотя бы на 100 дней вывезти детей из этого района, чтобы они употребляли здоровую пищу и частично вывели из своего организма радионуклиды.
Прекращение предоставления помощи
Гринпис также указывает на то, что Министерство по чрезвычайным ситуациям Украины прекратило проводить ежегодный анализ продуктов питания в данных районах и перестало публиковать данные таких анализов. Как подчеркивают экологи, прекращение анализа подвергает риску здоровье населения.
Другие украинские источники выражают сожаление в связи с тем, что усилия по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС направлены не в то русло. Доктор Валерий Кашпаров, директор Института сельского хозяйства и радиологии Украины недоволен тем, что сотни миллионов евро направляются на работы по выводу из эксплуатации чернобыльского реактора, в то время как одного миллиона евро в год хватило бы, чтобы не допустить употребление в пищу зараженных продуктов крестьянами, проживающими районах, подвергшихся воздействию радиации. Как считает ученый, достаточно было бы поставлять чистые корма для скота и особые удобрения, способствующие постоянной очистке зараженных почв. Но об этом даже не думают, подчеркивает Валерий Кашпаров.