MAN собирается воспользоваться резким подъемом российской экономики и открыть свой первый завод на самом большом в Европе рынке большегрузных автомобилей.
Как сообщают два осведомленных источника, германский производитель грузовых автомобилей и дизельных двигателей на этой неделе обнародует свои планы по открытию производства в Санкт-Петербурге.
Глава MAN Георг Пахта-Рейхофен (Georg Pachta-Reyhofen) в четверг подпишет с губернатором Санкт-Петербурга инвестиционное соглашение, утверждают источники.
Завод будет полномасштабным сборочным предприятием. Он будет создан на базе уже существующего объекта, поэтому MAN сможет быстро начать производство.
Это показывает, насколько европейские производители грузовиков заинтересованы в выходе на развивающиеся рынки, потребность которых в большегрузных автомобилях превышает объемы продаж на их родном континенте.
MAN, отказавшийся комментировать планы, видит себя на передовых позициях по прорыву на самые крупные в мире развивающиеся рынки. В последние несколько лет компания прорывалась в Китай, Индию и Бразилию, приобретая доли в местных фирмах и основывая совместные предприятия.
MAN приобрела пакет акций китайской Sinotruk,больше двух лет назад купила у Volkswagen предприятие по производству грузовиков, лидирующее на бразильском рынке, и в 2007 году создала совместное предприятие с индийской Force Motors. У нее также есть завод в Польше.
Во время финансового кризиса российский рынок грузовиков обрушился, однако сейчас он быстро восстанавливается на фоне роста цен на нефть и другие полезные ископаемые, а также общего экономического роста.
По данным московской Ассоциации европейского бизнеса, продажи грузовиков иностранных марок массой от 16 тонн в России в прошлом году достигли уровня 11 989 единиц, что на 154 % превышает уровень 2009 года.
По сведениям ассоциации, MAN в прошлом году лидировала среди иностранных компаний в этом секторе, обогнав Scania, Iveco, Volvo и Mercedes-Benz. За прошлый год MAN продала в России 3242 большегрузных автомобилей – на 241 % больше, чем в 2009 году.
У АЕБ есть данные только по компаниям, представленным в ее Комитете автопроизводителей, и нет информации по не представленным, в том числе по российским производителям грузовиков, включая «КамАЗ».
По мнению аналитиков, планы MAN также отражают тот факт, что Россия взимает пошлины за ввоз иностранных грузовиков, с уровнем локализации ниже определенного.
«Импортные пошлины доходят до 30%, и Россия думает их дополнительно повысить, чтобы помочь местному производству, - утверждает аналитик Commerzbank Даниэль Шварц (Daniel Schwarz). – Таким образом, производство в России необходимо всем, кто хочет воспользоваться российским потенциалом роста».
Несколько нероссийских фирм уже открыли в стране свои сборочные предприятия.
Германской компании Daimler принадлежат 11 % акций КАМАЗа. Кроме того она вместе с одной из российских компаний основала два совместных с предприятия по сборке грузовиков марок Mercedes и Fuso.
В 2009 году шведский концерн Volvo открыл сборочный завод в Калуге, к юго-востоку от Москвы, и выпускает там теперь грузовики под марками Volvo и Renault.
Шведская Scania, конкурент Volvo, в 2009 году создала в Санкт-Петербурге центр по сборке грузовиков, рассчитанный на выпуск 5000 грузовых шасси и 1500 кузовов в год.
Марка Iveco, принадлежащая Fiat, совместное предприятие которой до прошлого года собирало грузовики в России, собирается возобновить местную сборку.