Москва – Россия рискует потерять свои лидирующие позиции в космической отрасли, если будет продолжать полагаться на достижения советских времен и ничего не предпринимать для разработки новых космических летательных аппаратов, предупредил в понедельник российский космонавт, в то время как нация отмечала 50-летие первого полета человека в космос, осуществленного Юрием Гагариным.
Светлана Савицкая, летавшая в космос дважды, в 1982 и 1984 году, первая женщина, вышедшая в открытый космос, резко раскритиковала Кремль за то, как мало внимания после распада Советского Союза в 1991 году уделялось новым космическим достижениям.
«За последние 20 лет не произошло ничего нового, чем можно было бы гордиться», – заявила Савицкая, депутат Государственной Думы от партии коммунистов.
После завершения американской программы «Атлантис», запланированного на лето этого года, российские стареющие ракетоносители останутся единственным транспортным средством для полетов на Международную космическую станцию. Но американцы разрабатывают космический корабль нового поколения, в то время как Россия совершенно ничего не предпринимает для того, чтобы спроектировать замену 43-летнему «Союзу», говорит Савицкая.
«Если мы не начнем наверстывать все, что упустили за последние 20 лет… то останемся ни с чем», сказала она на пресс-конференции.
Официальные лица космической индустрии и космонавты со всего мира слетелись в Москву, чтобы отдать дань уважения Гагарину, чей 108-минутный полет 12 апреля 1961 года подстегнул Америку к участию в гонке за Луну.
«Мы все дети Юрия Гагарина», – заявил на вечере памяти Гагарина директор Европейского космического агентства Жан-Жак Дорден (Jean-Jacques Dordain).
«Если бы сначала не было его полета, то и я бы, наверное, не полетел на Луну», - прокомментировал Томас Стаффорд (Thomas Stafford), руководитель экипажа «Апполона-10», остановившегося в мае 1969 года всего в 13 километрах от Луны – следующая американская миссия, отправленная еще через три месяца, уже совершила высадку.
До полета Гагарина многие ученые боялись, что человек не сможет выжить в космосе.
«Некоторые психологи и другие ученые говорили, что человек может сойти с ума, если его оставить лицом к лицу с бесконечной вселенной», – говорит Борис Черток, занимавшей пост заместителя Сергея Королева, отца советской космической программы.
Технологические задачи тоже вселяли страх – на пробных полетах перед запуском Гагарина много раз ломалось разное оборудование. «Мы понимали, что риски были огромные», – рассказал Черток журналистам на прошлой неделе.
99-летний Черток сказал, что советские конструкторы делали все возможное, чтобы избежать рисков, но признал, что, по современным стандартам, они оставались высокими. По его словам, если бы это происходило сейчас, то он не подписал бы бумаги, разрешающие полет.
Олег Янковский, контролировавший строительство и запуск корабля «Восток», на борту которого летел Гагарин, рассказал Associated Press, что исследование рисков полета Гагарина оценивало шанс на успех полета всего в 50%.
Советские власти подготовили несколько версий официального сообщения, которое должно было оповестить мир о полете: одно на случай удачного полета, другое на случай возникновения проблем, которые могли бы привести к экстренному приземлению на территории другой страны, и третье на случай провала, говорит Виталий Давыдов, заместитель руководителя Российского космического агентства.
Советское руководство было настолько обеспокоено сохранением секретности, что даже о площадке, с которой должен был производиться запуска ракеты с Гагариным на борту, давалась ложная информация, и даже не смотря на то, что американская воздушная разведка получила снимки этого места задолго до запуска.
«В сообщении правительства не говорилось ни откуда производился запуск Гагарина, ни на какой ракете он полетел, также были скрыты подробности приземления, – рассказывает Черток. – Секретность была чрезвычайная».
В то время как улыбающееся лицо Гагарина заняло место на плакатах коммунистического мира, ученые, стоявшие за этой миссией, продолжали сохранять анонимность, их имена оставались под грифом «совершенно секретно». К недоумению и огорчению этих ученых, советские власти обязали принять на себя почести за эту работу других людей, не имевших к ней совершенно никакого отношения.
«Нам было весьма больно это наблюдать», – вспоминает Черток.
Похожая завеса секретности окружила и то, как Гагарин погиб в авиакатастрофе 27 марта 1968 года, во время тренировочного полета в двухместном реактивном самолете. Его гибель сопровождало появление массы теорий о том, что катастрофа была спланирована КГБ в наказание за якобы оппозиционные, антикоммунистические взгляды Гагарина.
Экспертная группа пришла к заключению, что самолет Гагарина разбился после резкого маневра, совершенного, чтобы избежать столкновения с воздушным шаром или плотными облаками, хотя многие космонавты и технические эксперты относились к этому вердикту скептически.
Близко знавший Гагарина космонавт Владимир Шаталов, который должен был следовать за Гагариным в том полете, рассказал Associated Press, что, скорее всего, виной катастрофе был другой военный истребитель, пролетевший слишком близко на высокой скорости.
Турбулентность или ударная волна от этого самолета, выходящего на сверхзвуковую скорость, могла бы сильно сотрясти кабину самолета Гагарина, а сам он и второй пилот могли остаться в падающем в лес МИГ-е без сознания.
Официальное расследование не рассматривало такой вариант развития событий серьезно, скорее всего, потому, что руководство военно-воздушных сил не было заинтересованно в обнаружении чего-либо, что могло бы стоить им их мест, говорит Шаталов.