Смертный приговор подписали себе организаторы и исполнители (или все в одном лице?) взрыва на станции метро «Октябрьская».
Это стало ясно еще до заявления о произошедшем террористическом акте заместителя генерального прокурора и руководителя следственной группы, расследующей обстоятельства взрыва Андрея Шведа. Очевидно, чиновник сделал такое заявление на основании выводов экспертов, оперативно выяснивших, что и как взорвалось у второго вагона электропоезда.
По последним официальным данным, погибли 11 человек, ранены — 126, из которых 22 находятся в тяжелом состоянии. (Не исключено, к великому сожалению, что не всем из них удалось пережить эту ночь.) При таком количестве жертв речь может идти только о возбуждении уголовного дела по ч. 3 ст. 289 УК РБ («Терроризм») и только о максимальном наказании — расстреле. Если, конечно, в число жертв не попал сам террорист; такую версию тоже нельзя исключать. Однако, к каким бы выводам ни пришло следствие, факт трагический свершился.
Терроризм, который, образно говоря, ходил последние два десятилетия вокруг да около, пришел и в тихую до вчерашнего вечера Белоруссию. Гордиться больше нечем. И не получится, как в деле о взрыве в ночь на 4 июля 2008 года, в официальный День Независимости, списать все на «особо злостное хулиганство».
Напомним, тогда от взрыва самодельного устройства пострадали 54 человека. Однако терроризма, несмотря на все признаки, власти не усмотрели, дело завели по хулиганской статье. Милицейское следствие отработало полтора десятка версий, под горячую руку дактилоскопировали чуть не все мужское население страны, а взрывника так и не нашли. Но крайних президент «назначил» в первые дни следствия.
7 июля Александр Лукашенко устроил разнос тогдашним руководителю Совета безопасности Виктору Шейману и главе Администрации президента Геннадию Невыгласу.
«Не думаю, Виктор Владимирович, что вы должны остаться в этой должности после инцидента, — негодовал он. — Вы виноваты прежде всего… Вы по поручению президента не первый год, а десять лет организовывали подобные мероприятия, вы и глава администрации: его область ответственности — политическая сторона, а ваша — безопасность».
На следующий день оба были отправлены в отставку. И это притом, что «инцидент» обошелся без смертей. Взрыв, как утверждали специалисты, был направленным: большинство пострадавших получили ранения в нижнюю часть тела, за исключением тех, кто находился в сидячем положении. То есть убивать не хотели. В то же время, взрывная волна смыла из политики Шеймана, человека, безусловно, одиозного, который контролировал силовые структуры и не допускал межведомственных войн. После 4 июля 2008 года на авансцену вышел дремавший с момента развала СССР КГБ, который сегодня, по сути, доминирует над всей правоохранительной системой государства.
Трагедия 11 апреля уже унесла жизни 11 человек. Время и место для такого количества жертв и потерпевших было выбрано, если так можно сказать, удачно: станция «Октябрьская» самая уязвимая и наиболее насыщена пассажирами. Желаемого первоначального эффекта террорист добился. Но на кого конкретно был направлен этот взрыв? Кто из представителей властных структур ответит за пролитую кровь невинных людей?
Возможно, это станет известно в ближайшие дни. Что определенно можно сказать уже сегодня, так это то, что ожидается очередная «зачистка» всей территории страны. Обыски и задержания могли начаться с нынешней ночи.
Личную ответственность за расследование дела о теракте 11 апреля будет нести председатель КГБ Вадим Зайцев. Как сказал ему Александр Лукашенко на экстренном совещании с руководством правительства и силовых структур: «Материалов у вас должно быть достаточно»…