Москва – Президенты исторических врагов России и Польши Дмитрий Медведев и Бронислав Коморовский встретились в понедельник на месте ужасной авиакатастрофы под Смоленском, которая год назад унесла жизни польского президента Леха Качиньского и еще 95 видных деятелей Польши. Президенты пообещали не сходить с пути примирения, несмотря на новые противоречия, связанные с мемориальной табличкой, убранной по указанию российских властей с места катастрофы.
Две страны на протяжении 500 лет почти всегда враждовали между собой. И эта авиакатастрофа, унесшая жизни значительной части польской элиты, направлявшейся на памятные мероприятия, посвященные годовщине расстрела Советами 20000 польских офицеров в Катынском лесу под Смоленском в годы Второй мировой войны, стала моментом наивысшего напряжения.
Но лидеры двух стран оказались на высоте положения, и казалось, что самые серьезные опасности и заблуждения удастся преодолеть на волне общественного сострадания в России, когда Кремль выступил с заверениями о том, что причины аварии будут расследованы в полном объеме.
Но спустя год значительная часть этой доброжелательности исчезла. Многие в Польше отвергают выводы официального российского расследования, в которых вся вина возлагается на экипаж, допустивший ошибку, усугубленную вмешательством высокопоставленных пассажиров, заставивших летчика сажать самолет, несмотря на предупреждения о плохих погодных условиях.
По мере приближения назначенных на октябрь польских парламентских выборов опросы общественного мнения все чаще начинают показывать, что оппозиционная партия брата-близнеца покойного президента Ярослава Качиньского «Право и справедливость» быстро догоняет партию «Гражданская платформа» прагматичного премьер-министра Дональда Туска, что отчасти объясняется резкими возражениями оппозиции против российских объяснений причин катастрофы. А опубликованные на этой неделе результаты исследования польской телекомпании TVN 24 показали, что лишь 12% поляков считает отношения с Россией «хорошими». Это намного меньше прошлогоднего майского показателя в 29%, когда казалось, что обе страны объединило горе трагедии.
А теперь многие поляки гневно реагируют на то, что российские власти в субботу убрали с места катастрофы мемориальную табличку на польском языке, которую установили скорбящие. Надпись на табличке гласила, что президент Качиньский и сопровождавшие его лица погибли по пути на мемориальные мероприятия, посвященные 70-летию «советского преступления - геноцида, осуществленного против военнопленных, офицеров Войска Польского».
Русские заменили ее новой табличкой на двух языках, но там нет упоминания о катынской трагедии. Надпись просто гласит: «Памяти 96 поляков во главе с президентом Польши Лехом Качиньским, которые погибли в авиакатастрофе под Смоленском 10 апреля 2010 года».
В воскресенье около 1000 поляков собрались возле российского посольства в Варшаве с огромным плакатом, на котором было написано: «Самая страшная правда о Катыни и Смоленске может примирить нас. Ложь никогда не примирит». Сообщение об этом передало информационное агентство «ИТАР-ТАСС».
В попытке сгладить противоречия Медведев и Коморовский договорились создать совместную комиссию, которая должна решить, каким будет постоянный памятник.
«Очень жаль, что несмотря на выводы официального расследования, некоторые поляки до сих пор выступают с обвинениями в том, что авиакатастрофа была российским террористическим актом против президентского самолета, - говорит эксперт из государственного российского информационного агентства «РИА Новости» Петр Романов. – А теперь еще и эта история о том, как какие-то поляки установили мемориальную табличку под Смоленском, на которой Россию обвиняют в «геноциде». Катынский расстрел был ужасным преступлением, это несомненно. Но называть его геноцидом нельзя».
Говоря о катынской трагедии, Медведев признал, что в убийствах виновен советский НКВД – хотя советские лидеры отрицали это на протяжении 50 лет. Он также сказал, что Россия предпримет дальнейшие шаги для устранения исторической неоднозначности в связи с этими событиями. Российские официальные лица сообщают, что приступили к передаче польской стороне почти 200 относящихся к Катыни секретных документов, которые хранились в архивах бывшей советской тайной полиции. Среди них списки польских военнослужащих, находившихся в заточении в НКВД, протоколы допросов, заключения судебной экспертизы, медицинские карты, свидетельства о захоронении.
«Ответственность за это преступление несут руководители Советского государства того периода, - заявил Медведев о расстреле в Катыни. - Я считаю, что мы должны во имя будущего эту страницу перевернуть. Но так, чтобы она осталась в памяти и россиян, и поляков».
Но данный процесс уже попал под огонь критики националистов в обеих странах. В России многие консервативные политики утверждают, что последние нерешительные попытки Кремля дистанцироваться от наследия советского диктатора Иосифа Сталина унижают россиян и принижают историческое величие страны.
«Курс российско-польских отношений это всегда как прогулка по минному полю. Один неверный шаг – и все разрушено, - говорит главный редактор ведущего московского внешнеполитического журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. – В Польше все это связано с текущей политикой. Руководители страны, такие как президент Коморовский и премьер-министр Дональд Туск, стараются быть прагматиками, принимать случившееся и двигаться дальше. Но это год выборов, и они не могут себе позволить игнорировать громкие требования Качиньского и прочих о раскрытии, как они говорят, «полной правды» о катастрофе».
По словам Лукьянова, в России политика немного более спокойная, но стране в будущем году также предстоят парламентские и президентские выборы, в ходе которых либеральный Медведев может выступить против своего более националистически настроенного соперника премьер-министра Владимира Путина.
«Кое-кто в России говорит, что мы слишком сильно лебезим перед Польшей, и в стране идет очень напряженная дискуссия», - отмечает Лукьянов. Хотя процесс потепления в дипломатических отношениях между двумя странами начал около двух лет назад Путин, Медведев более настойчиво призывает Россию к разрыву с прошлым и к более глубокому примирению с Польшей.
«В обеих странах многое будет зависеть от исхода предстоящих выборов», - говорит Лукьянов.