В последние дни российский президент Дмитрий Медведев пошел против нескольких наиболее сильных фигур в Кремле, включая Игоря Сечина, вице-премьера, который, вероятно, является ближайшей фигурой к премьер-министру Владимиру Путину, и который также председательствует в совете директоров «Роснефти», крупнейшей российской нефтяной компании. Указ, подписанный Медведевым с заявленной целью улучшения инвестиционного климата страны лишит Сечина и других постов во главе советов директоров нескольких крупнейших российских государственных компаний. Но эта чистка может преследовать и другие, более важные цели.
Медведев в прошлом признавал необходимость привлекать как российские, так и иностранные инвестиции, а также подчеркивал мрачный и унылый инвестиционный климат страны. Но на этот раз его действия по-настоящему соответствовали словам, когда он выделил набор специальных мер, которые будут приняты, и установил четкие сроки для осуществления этих мер. И при том, что некоторые из мер обязательно столкнутся с противодействием со стороны влиятельных заинтересованных групп, реформы станут большой проверкой реальной силы Медведева, а также его планов идти на новый срок в качестве президента. Даже частичный успех позволит построить кампанию Медведева по переизбранию вокруг тем борьбы с коррупцией и прозрачности.
Коррупция и ответственность властей, возможно, являются самыми важными вопросами для электоральной базы Медведева среди представителей растущего российского среднего класса и участников так называемого «протестного» голосования. Правящая партия «Единая Россия» весьма слабо выступила на последних региональных выборах, и это показывает, что электорат уже устал от статус-кво и готов проголосовать за альтернативу.
Успех ведущего антикоррупционного активиста Алексея Навального - еще один пробуждающий звонок для Медведева. Важно, что многие из мер, предлагаемых президентом, совпадают с теми, которые рекомендует Навальный: удаление правительственных чиновников из советов директоров государственных компаний; обеспечение доступа к корпоративной документации для миноритарных акционеров; и разработка путей реагирования на заявления о проявлениях коррупции.
Медведев привел простой и убедительный аргумент: те, кто опасаются прозрачности, это те, кому есть, что скрывать. И это не абстрактное обвинение. Неоднократно повторенные запросы Навального о предоставлении ему стенограмм нескольких заседаний советов директоров ряда государственных компаний вызвали огромное сопротивление - две компании даже попытались, правда, безуспешно, изменить закон с целью иметь возможность отклонять запросы акционеров о предоставлении информации.
Самой дискуссионной, наиболее активно обсуждаемой из предложенных Медведевым мер стало решение удалить ключевых бюрократов из советов директоров корпораций. В его списке фигурирует 17 госкомпаний, где есть сильные министры и вице-премьеры, которые должны будут покинуть посты председателей советов директоров к 1 июля (он обещал, что к 1 октября список будет расширен).
Президентская логика проста и откровенна: правительственный чиновник, ответственный за нефтяную компанию или банк, создает бесспорный конфликт интересов. Председатель совета директоров должен продвигать интересы компании - часто за счет конкурентов. А правительственный чиновник должен преследовать интересы государства, которые включают сохранение конкурентной среды в нефтяном или банковском секторе.
Устранение чиновников из советов директоров государственных компаний было важной целью для Медведева в течение нескольких лет. Он представил эту идею еще во время своей речи во время президентской кампании в Красноярске в 2008 году, и удостоверился, чтобы десятки независимых директоров были назначены в эти советы директоров.
Но при этом посты председателей советов оставались вотчиной чиновников. Ни у одной госкомпании не было независимого председателя совета директоров. А председатель совета - это крайне важная позиция, тот, кто ее занимает, определяет повестку дня и контролирует процесс обсуждения.
Сложно говорить о «стандартах» корпоративного управления в российских государственных компаниях, так как у большинства из них даже нет регулярного графика заседаний совета директоров, из-за непредсказуемости графика правительственных чиновников. Это может показаться не более чем поводом для раздражения, но это имеет ключевой смысл: когда нет заранее установленного регулярного графика заседаний советов директоров, многие независимые директоры, особенно иностранцы, часто не могут на них присутствовать. Если председателем совета будет неправительственный чиновник, и он сможет придерживаться регулярного расписания, то со всего мира можно будет привлечь независимых директоров с большим опытом.
Как обычно бывает с такими инициативами, все будет зависеть от исполнения, от реализации заявленного. Во-первых, не очень ясно, кто заменит чиновников в креслах председателей. С учетом их важности, новые председатели должны обладать необходимым опытом и уровнем честности и безупречности. Часто говорится, что у Медведева нет своей собственной команды; те, кого он назначит на эти посты, продемонстрируют, так это или не так.
Во-вторых, неясно, будут ли новые председатели советов директоров реально управлять компаниями. Российская юридическая система несовершенна, и даже серьезные нарушения в сфере корпоративного управления трудно наказуемы. Не будет являться неправдоподобной картина, когда менеджмент будет просто игнорировать советы директоров.
Наконец, в то время как некоторые члены советов директоров действительно независимы, другие получают «директивы» от правительства по определенным вопросам. Поэтому будет иметь важное значение, будут ли новые главы советов директоров управлять советами независимо или по указаниям из Кремля. В последнем случае новые (и весьма дорогие) председатели советов будут считаться посредниками правительства, что сделает всю затею посмешищем. Хорошая новость - в том, что главный экономический советник Медведева Аркадий Дворкович заявил, что институт правительственных директив тоже «будет подвергнут реформированию».
Будут ли эти улучшения в корпоративном управлении действительно претворены в жизнь, станет ясно всем. Мы вскоре узнаем (точно до 1 июля), способен ли российский президент реализовать хотя бы часть своей программы - и хочет ли он может ли он создать свою собственную базу политической поддержки по ходу процесса.
Сергей Гуриев - ректор Новой экономической школы в Москве. Алех Цывинский (Aleh Tsyvinski) - профессор экономики в Йельском университете.