Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Великий советский герой, легко превратившийся в великого российского героя

© РИА Новостидом семьи гагариных
дом семьи гагариных
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На этой неделе исполнится ровно 50 лет с того момента, как 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин взлетел в космос, моментально став звездой. Впоследствии большую часть того, что писалось о нем, диктовал Кремль. Писатель и режиссер Джейми Доран в новой биографии первого космонавта «Гагарин: человек и легенда» рассказывает о человеке, скрытом за официальным фасадом.

На этой неделе исполнится ровно 50 лет с того момента, как 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин взлетел в космос, моментально став звездой. Впоследствии большую часть того, что писалось о нем, диктовал Кремль. Писатель и режиссер Джейми Доран (Jamie Doran) в новой биографии первого космонавта «Гагарин: человек и легенда» («Starman: The Truth Behind The Legend Of Yuri Gagarin»), написанной в соавторстве с Пирсом Бизони (Piers Bizony), рассказывает о человеке, скрытом за официальным фасадом. Доран согласился побеседовать с главным редактором вашингтонского бюро RFE/RL Кристианом Кэрилом (Christian Caryl).

RFE/RL: Почему мир так очарован Гагариным?

Джейми Доран: Мы очарованы космосом как таковым. Как вид мы во многом только становимся на крыло, и, вероятно, в ближайшую сотню лет мы вплотную приступим к освоению космоса. А он был первым. Теперь это уже не отменить.

- Что для Вас самое привлекательное в Гагарине и его истории?

- Меня больше всего впечатлило то, каким на самом деле был Гагарин, – он был совершенно очаровательным человеком и им почти все искренне восхищались. Мы не нашли практически никого, кто его бы не любил, – вплоть до его главного соперника Германа Титова, который вторым полетел на земную орбиту на борту корабля «Восток-2» в августе 1961 года. В итоге он признал, что правильно поступили, выбрав Юрия, потому что его все любят. В этом было большое различие между ними – Гагариным, выходцем из крестьян, и учительским сыном Титовым.

- Можете рассказать какую-нибудь историю, иллюстрирующую характер Гагарина?

- Я люблю истории о том, как время от времени, когда его звали в Кремлевский дворец на большие банкеты как почетного гостя, он исчезал с мероприятия. И в итоге его находили общающимся за маленькой бутылкой водки с молодыми курсантами, мерзнувшими в автобусе у Кремля. Они обеспечивали почетный караул. А он с ними просто общался. Это был его народ. Это – а не люди в роскошных креслах на кремлевских банкетах.


- Были ли у Гагарина какие-нибудь слабости?

- Как у всякого, у него были свои недостатки... Насколько я знаю, он пил и повесничал. С этим у него были связаны определенные неприятности. Например, известная история в Крыму, в Форосе, когда жена застала его с одной из горничных в гостинице, в которой они остановились. Юрий тогда спрыгнул со второго этажа и упал, разбив голову и сильно повредив глаз. Разумеется, потом КГБ придумал обычную чушь о том, как Юрий упал на камни, пытаясь спасти свою поскользнувшуюся дочь, тогда как на самом деле, он выпрыгнул в окно, чтобы избежать встречи с женой.

- Как Гагарин справлялся с этой внезапной славой?


- Вначале он ей наслаждался, но потом от нее устал. Начал пить, буянить, впутываться в разные истории. Однако, в конце концов, он смог это преодолеть и опять начал много, очень много работать. Он серьезно занимался вопросами аэродинамики самолетов и будущих космических кораблей.

- Что мы знаем о его политических взглядах?

- Он не был ни диссидентом, ни бунтарем и в целом, вероятно, верил в идеалы системы, хотя и осознавал ее недостатки. Кстати, на мой взгляд, не стоит забывать и еще об одном факторе. Пока [советский лидер Никита] Хрущев был в силе, у Юрия был прямой доступ на самый верх и он действительно мог многое делать для простых людей и для своих коллег – что-то менять, улучшать их жизнь.

Однако потом Хрущева свергли, и к власти пришел [Леонид] Брежнев, который, как известно, не любил Юрия. Есть знаменитая, хотя и ничем не подтвержденная история о том, как Юрий выплеснул ему в лицо шампанское... Собственно говоря, уже один факт существования этой истории сам по себе показывает, какие между ними были отношения.

- Почему смерть Гагарина окружает так много слухов?

- На мой взгляд, дело в том, что слишком многие боялись, что их обвинят в его гибели. В результате официальные документы оказались заполнены полнейшей чушью.

Я помню, Алексей Леонов – человек, первым в мире вышедший в открытый космос, - рассказывал, что много лет спустя он видел якобы свой доклад об обстоятельствах смерти Гагарина, и в нем было совсем не то, что он писал. Кто-то написал доклад, поставил имя Леонова и подделал его подпись – кстати, довольно неуклюже – внизу страницы. Так что, по-моему, все просто страшно перепугались.

В действительности – я в этом ни на минуту не сомневаюсь – это не было убийством. Его никто не убивал. Я бы посоветовал любителям заговоров поискать их где-нибудь еще. По-моему, здесь этим заниматься бессмысленно. Я бы сказал, что в данном случае люди просто суетились, боясь оказаться крайними.

- В чем, по-вашему, значение образа Гагарина сейчас?


- Я считаю самым удивительным в истории Гагарина то, что он стал, наверное, единственным советским героем, легко превратившимся в великого российского героя. Сегодня в России большинством фигур российской истории не слишком восхищаются. Однако Гагарин оказался тем человеком, который объединяет обе эпохи...

О нем написано много пропагандистского бреда, но есть одна вещь, которую невозможно оспаривать, - Гагарина действительно все любили.