Москва - Белорусские власти заявили во вторник, что разыскивают двух подозреваемых в организации вчерашнего взрыва в метро, в результате которого погибли 12 человек, а ранения получили более 150.
Ответственность за первый в постсоветской истории Белоруссии крупный террористический акт не взял на себя никто. Эксперты по безопасности заявляют, что они откровенно озадачены этой атакой. В расположенной между Россией и Польшей индустриальной Белоруссии с ее 10-миллионным населением нет значительных этнических и религиозных противоречий, нет и воинственной политической оппозиции 17-летнему правлению президента Александра Лукашенко.
Аналитики отметили во вторник, что в любом случае, буквально все известные противники Лукашенко находятся либо в тюрьме, либо под круглосуточным наблюдением КГБ. Эти меры действуют с тех пор, как в декабре началось закручивание гаек против оппозиции, которая утверждала, что уверенная победа Лукашенко на выборах была сфальсифицирована.
«Абсурдно обвинять оппозицию в чем-то подобном, - говорит Ярослав Романчук, который на декабрьских выборах был кандидатом в президенты от Объединенной гражданской партии. – Все политические организации в Белоруссии всегда были мирными, и ни одна из них не призывала к насилию и к применению силы против властей».
Власти заявляют, что у них есть фотороботы двух подозреваемых мужчин, однако никакой другой информации они не дают. Во вторник милиция начала устанавливать металлодетекторы на некоторых станциях минского метро, а также призвала население усилить бдительность.
В своем показанном по телевидению заявлении Лукашенко предположил, что взрыв мог быть «подарком извне» от неназванных иностранных агентов, стремящихся дестабилизировать обстановку в Белоруссии. Вместе с тем, он добавил: «Нам надо также посмотреть и у себя».
Обращаясь непосредственно к сотрудникам белорусских спецслужб, Лукашенко сказал, что необходимо «все вывернуть наизнанку», чтобы поймать преступников. «Мужики, нам брошен серьезный вызов, и нужен адекватный ответ…. Я вас предупреждал, что нам спокойной жизни не дадут. Кто они? И с ответом на этот вопрос прошу поторопиться».
Многие представители оказавшегося в опале гражданского общества говорят, что кто бы ни был настоящим преступником, главный удар в рамках ужесточения мер безопасности наверняка будет нанесен по легко опознаваемым оппонентам.
«Люди потрясены и наблюдают за тем, как это событие будет использовано в политическом плане, - говорит директор минского Независимого института социально-экономических и политических исследований Олег Манаев. – Уже сейчас очевидно, что на демократические круги будет усилено давление, будут усилены репрессии».
Белорусские власти предположили, что произошедший в понедельник теракт может быть связан со взрывом 2008 года, когда на празднованиях Дня независимости в минском парке, в которых принимал участие Лукашенко, пострадали 50 человек. Это преступление так и не было раскрыто.
По словам экспертов, взрывное устройство, начиненное гвоздями и шарикоподшипниками, было с дистанционным управлением, а его мощность составила примерно 12 килограммов в тротиловом эквиваленте. Его вряд ли мог изготовить один человек или группа непрофессионалов.
«Для проведения такого рода теракта необходимо тщательное планирование, - говорит редактор онлайнового журнала о спецслужбах Agentura.ru Андрей Солдатов. – Его исполнители должны были пройти некую специальную подготовку и иметь определенный опыт. В Белоруссии нет оппозиционной организации, обладающей опытом такого рода. На самом деле, там вообще нет никого, способного совершить подобное, за исключением властей».
По словам Манаева, многие белорусы высказывают подозрения, что данный теракт могли совершить спецслужбы страны, чтобы отвлечь внимание населения, недовольного ухудшением экономической ситуации, ужесточением милицейских мер контроля, а также усилением изоляции режима Лукашенко после спорных декабрьских выборов.
«Для западных ушей это может показаться дикой теорией заговора, но в этой части мира люди давно уже знают, что государство способно на жестокое обращение со своими гражданами ради собственной политической выгоды, - говорит Солдатов. – В Белоруссии в последние годы многие диссиденты просто исчезали, все нормальные свободы подавлялись, а в средствах массовой информации отсутствует достоверная информация. Мы не можем знать, что случилось на самом деле, но нельзя назвать необоснованным то, что люди включают в свои личные списки подозреваемых власти страны».
Депортированный из Белоруссии по политическим мотивам профессор московской Высшей школы экономики Андрей Суздальцев отмечает, что Лукашенко отчаянно нуждается в российской экономической помощи, и теперь он сможет сблизиться с Кремлем как соратник в антитеррористической борьбе.
«Лукашенко теперь герой, он сталкивается с теми же угрозами, что и россияне, - говорит он. – Он уже разговаривал с [президентом Дмитрием] Медведевым, а скоро будет встречаться с [премьер-министром Владимиром] Путиным. Он постарается убедить их, что ситуация в Белоруссии настолько сложна, что необходима их помощь. И это верно, ибо Белоруссия находится в тисках системного кризиса, а власти не в состоянии его преодолеть. Так или иначе, но данный теракт является продуктом этого».