Резкий и неожиданный уход одного из наиболее сильных и влиятельных союзников Владимира Путиан со своего поста председателя совета директоров крупнейшей российской нефтяной компании присудил общественную победу президенту Дмитрию Медведеву. Но отставка Игоря Сечина с поста главы совета директоров «Роснефти» на самом деле мало что меняет в закулисной расстановке сил, менее чем за год до выборов, которые могут привести Путина обратно в Кремль или дать Медведеву еще шесть лет президентства.
Аналитики говорят, что решение по президентскому вопросу будет в конечном счете принимать Путин, который рассматривается как верховный лидер России несмотря на его формально второй по значимости пост в государстве, и прогнозируют, что отсутствие Сечина в совете директоров «Роснефти» не положит конец его влиянию.
«Эти перемены в значительной мере косметические», - говорит московский политический аналитик Евгений Волк.
Отставка Сечина, вице-премьера и энергетического короля в стране, которая во многом зависит от экспорта нефти и газа, была объявлена в понедельник в виде сухого заявления от самой государственной «Роснефти».
Это произошло на удивление быстро после требования Медведева, который 31 марта в своем выступлении, носившем во многом характер предвыборной речи, потребовал, чтобы заместители Путина и министры кабинета покинули свои посты в государственных компаниях во имя увеличения иностранных инвестиций.
Медведев приказал Путину начать чистку советов директоров к 1 июля и вывести министров из состава этих советов к октябрю, за пять месяцев до президентских выборов марта 2012 года, которые сейчас доминируют в российских политических рассуждениях.
Такая спешка, забегание вперед, как говорят аналитики, возможно, была призвана продемонстрировать единство во мнениях на фоне предположений о расколе в российском правящем «тандеме» и среди соперничающих лагерей внутри правящей элиты, развенчивая опасения политической нестабильности.
«На фоне активных дискуссий о противоречиях в тандеме, обе стороны почувствовали, что дальнейшее усиление напряженности – не в интересах ни одной из групп», - говорит Волк.
Данный шаг должен был «показать, что президентские приказы исполняются правительством».
Но хотя отставка Сечина сгладила признаки раскола, она оставила место для конфронтации между различными группировками правящей элиты России в преддверии голосования.
Она также не дала ясного ответа на вопрос, насколько тесно Путин и Медведев координируют свои действия.
Путин, который привел Медведева к власти в 2008 году, когда ему самому конституция больше не позволяла идти работать президентом третий срок подряд, намекнул, что он может воспользоваться предстоящим голосованием, чтобы вернуться на высший пост в государстве или оставить там своего протеже до 2018 года.
Выступление Медведева 31 марта было последним в серии агрессивных и уверенных замечаний, которые заставили русских гадать, бросает ли он вызов своему наставнику или же лишь пытается доказать Путину и остальной России, что он подходит для этой работы.
В интервью китайскому телевидению, которое вышло в свет во вторник, Медведев заявил, что он вскоре решит, будет ли выдвигать свою кандидатуру на выборах в марте будущего года, и представил себя как сторонника перемен в стране, которая в них нуждается.
Медведев заявил, что Россия не должна строить «государственный капитализм», и что министры правительства должны сконцентрироваться на своей работе, а «не просиживать штаны в советах директоров».
Быстрый уход Сечина – это благо для президента, который пытается выйти из тени Путина и может похвастаться лишь несколькими важными результатами в плане того, чего он добился после вступления в должность, поклявшись бороться с коррупцией и реформировать систему правосудия.
Источник, близкий к совету директоров «Роснефти» заявил Reuters, что Сечин ушел раньше необходимого, «чтобы подать пример другим министрам на постах в советах директоров».
Аналитики говорят, что им также могло двигать желание в максимально возможной степени оформить правопреемство и избежать ситуации, когда он мог бы выглядеть слабым, если бы держался за должность до конца.
Российское информационное агентство «Интерфакс» сообщило, что Сечина заменит Сергей Шишин, старший вице-президент второго по величине российского банка, ВТБ.
Российские средства массовой информации описывают Шишина как кадрового офицера служб безопасности, который некогда возглавлял отдел внутренней безопасности Федеральной службы безопасности (ФСБ), преемника КГБ, а саму ФСБ, в свою очередь, во время своего восхождения к власти в конце 1990-х возглавлял Путин.
Среди других известных чиновников, которых затрагивает указ Медведева – министр финансов Алексей Кудрин, председатель совета директоров второго по величине российского банка ВТБ, и первый вице-премьер Виктор Зубков, председатель совета директоров газоэкспортирующей монополии Газпром.
Сечин еще не ушел из советов директоров государственных предприятий «Интер РАО» и «Роснефтегаз», которые контролируют часть капитала в «Роснефти» и Газпроме, оставляя таким образом место для сопротивления приказу Медведева.
Стратегии и влияние Сечина останутся неизменными в ближайшие годы, говорит Ольга Мефодьева, аналитик Центра политических технологий, московской аналитической организации.
Его уход также не станет значительным ослаблением группы бывших военных офицеров и сотрудников служб госбезопасности, известных как «силовики», которые защищали сильную роль государства в экономике, и которыми, как считается, руководит Сечин, отмечает Волк.
Силовики считаются союзниками 58-летнего Путина, долгое время бывшего агентом советского КГБ, который привел своих бывших коллег в российские правящие круги во время своего президентства в 2000-2008 годах.
45-летний Медведев показал себя более либеральным сторонником экономической модернизации и реформ и активизировал критику тотального государственного контроля – такая позиция отличает его от Путина.
Уход Сечина из совета директоров «Роснефти» «усиливает позицию Медведева» и увеличивает вероятность его потенциального второго срока, говорит Мефодьева.
Но это не означает, что это происходит за счет Путина, который стравливал соперничающие группировки друг с другом в течение более чем десяти лет у власти и, как ожидается, будет принимать окончательное решение о том, кто пойдет на президентские выборы.
«Путин, возможно, просто играет в шахматы», - говорит она.