Владимир Путин призвал Украину сотрудничать в рамках Таможенного союза, однако украинскую сторону больше интересовала цена на газ.
Этой весной, в День космонавтики, премьер-министр России Владимир Путин привез на Украину разговоры об общем космическом прошлом России и Украины и размытые предложения по сотрудничеству с Таможенным союзом.
Причем он был менее конкретен, чем его украинский коллега Николай Азаров, который и рассказал о росте товарооборота между странами, и посокрушался о высокой цене на природный газ, и призвал Москву принять участие почти во всех отраслях украинской промышленности.
Главы правительств начали переговоры с опозданием почти на два часа, поскольку Владимир Путин вылетел из России не по графику. Однако сразу перешли к делу и заявили, что оба думают над тем, как нужно сотрудничать в сфере торговли.
В последние дни эта тема стала очень актуальной для Украины. Сначала ее подняли чиновники разных уровней в обоих государствах, потом министры иностранных дел, собиравшиеся в Киеве посоветоваться по поводу будущего СНГ. А потом уж и украинский президент заявил, что нужно определиться, как теперь Киев будет сотрудничать с объединившимися соседями. И тут как раз случился визит Владимира Путина, который мог наконец сделать конкретное предложение Украине. В последнее время Украина не может отказываться от предложений Кремля. Но это часто входит в противоречие с евроинтеграционными стремлениями Украины.
Российский политик не стал категорически звать Киев в Таможенный союз, только намекнул, что во время своего продвижения на запад Украине нужно учитывать и старого партнера. А потом сразу заявил, что готов защищать свои интересы, отмежевавшись от Украины, если та не будет учитывать интересы всех соседей.
Очевидно, что Москва решила переждать и получить больше информации о настроениях на Украине. Идея - отказаться от евроинтеграции и уйти в Таможенный союз - не очень понравилась властям, которые все же рассчитывают свободно торговать с ЕС. А Россия, в преддверии предстоящих президентских выборов, не хочет напрягать Виктора Януковича сложными вопросами и терять последовательного союзника.
Предложения Киева
В начале открытой встречи премьеров Николай Азаров заявил, что Украина и Россия уже преодолели последствия экономического кризиса в торговле и вышли на уровень $42 миллиарда в 2010 году между странами. А темпы роста товарооборота в 2011 году уже превысили прошлогодние на 1,6%.
Однако глава украинского правительства сразу попросил своего коллегу рассмотреть вопрос ограничения доступа определенных групп товаров на российский рынок. Он заявил, что сейчас пять групп товаров из Украины пока не могут ввозиться в Россию, а еще по трем идет антидемпинговое расследование. И тут же добавил, что он уверен - Таможенный союз не принесет негатива в отношения двух стран.
Украина заявила, что хочет создать совместное с Москвой предприятие в энергетические сфере и призвала Москву помочь модернизировать украинскую газотранспортную систему. Для этого Николай Азаров предложил оценить газовые активы двух стран и выработать формат сотрудничества. Возможно, он забыл о позиции «Газпрома», который рассматривает «Нафтогаз» только как объект будущего поглощения.
Однако к его предложениям добавилась и старая мантра о том, что цена на газ для Украины рыночно не обоснована и устарела, сейчас ее необходимо пересмотреть. Такие заявления звучат от украинского правительства уже полгода и пока Россия остается глуха к ним. Москва всякий раз напоминает, что Киев сам подписал контракт, и поэтому нужно выполнять все, о чем договорились.
Между прочим, услышав такие заявления, Владимир Путин помрачнел. Однако Николай Азаров тут же успокоил его обещаниями в будущем провести объединение энергетических систем обеих стран, поблагодарил Россию за то, что она позволила создать совместное предприятие в области атомной энергетики и предоставила Киеву часть акций (10%) в новом заводе по переработке урана.
Вслед за этим началась новая порция предложений. Николай Азаров попросил ускорить кредит на достройку энергоблоков на Хмельницкой АЭС. Потом он заявил, что украинская сторона уже готова создавать совместное с Москвой производство самолетов на базе компании «Антонов», и Кремлю надо быстрее выполнять свои обязательства.
Наконец премьер Украины решил подсластить свои предложения и заявил, что Украина готова поставить северному соседу 100 тысяч тонн сахара. Для России это очень выгодное предложение, ведь цена на этот продукт растет и надо им запастись
Желания Москвы
Российский коллега Николая Азарова был менее конкретен. Он упомянул о вкладе Украины в начале космической эры. И заявил, что Киев был не последним в этом процессе. Сказал, что теперь Украина является третьим по величине торговым партнером России после Китая и Германии.
И потом перешел к главному. Владимир Путин заявил, что не видит большой проблемы в начале работы Таможенного союза для Украины и ее интеграции в Европу. По его словам, Россия сама ведет такие переговоры, хотя это не дело ближайшего будущего. Однако, если Киев откроет зону свободной торговли с ЕС и повысит уровень таможенной защиты, тогда уже Москва будет принимать экономические и таможенные меры, ведь собственные товары, по словам российского премьера, надо защищать. После угроз в действие пошли и прогнозы прибылей. Владимир Путин считает, что если Украина будет участвовать в Таможенном союзе, то станет получать ежегодно от $6,5 до $9 миллиардов прибыли, а ее ВВП будет расти на 1,5-2%.
Особенно Россия заинтересована в экспорте из Украины высокотехнологичных товаров, которые она и так вывозит на $5 миллиардов ежегодно. Тут снова начались апелляции к тому, что в СССР существовали технологические цепочки производства и теперь их надо восстановить на новых условиях и использовать совместные конкурентные преимущества обеих стран.
Итак, неофициально Украину позвали в Таможенный союз: расписали все выгоды и предупредили, что будет, если она откажется. Москва намекнула, что желает более тесного сотрудничества. Киев пока больше заинтересован конкретными проектами и хочет во что бы то ни стало снизить цену на газ. Поэтому сейчас именно это будет предметом переговоров и торгов. Проблема лишь в том, насколько украинской власти хватит смелости защищаться и готова ли она продолжать политику балансирования между ЕС и Россией.