BP поздно вечером в среду попыталась в последний момент взять отсрочку в сделке стоимостью в 16 миллиардов долларов по совместной разведке нефти в российской части Арктики, на фоне признаков того, что российская государственная нефтяная компаний может попытаться заменить британскую компанию другим партнером.
Неистовая борьба за спасение сделки сейчас происходит потому, что четверг был крайним сроком для ВР, чтобы окончательно закрыть соглашение об альянсе с ОАО «Роснефть». ВР и «Роснефть» обсуждали продление этого срока на один месяц, что, как надеется ВР, позволит ей получить необходимое время, чтобы найти выход из сложившейся ситуации, из того неловкого положения, которое грозит разрушить первую крупную сделку нового исполнительного директора ВР Боба Дадли.
По состоянию на вечер среды альянс с «Роснефтью» был чреват проблемами. «Роснефть» заявила инвесторам, что она уже ищет замену ВР для работы вместе с ней в Арктике в рамках того же альянса, договоренности о котором стороны достигли в январе. Сделка также включала обмен акциями на 16 миллиардов долларов между ВР и «Роснефтью» в обмен на право искать нефть вместе в богатой углеводородами части российской Арктики.
Однако же, альянс был заблокирован партнерами ВР по другому российскому совместному предприятию, ТНК-ВР. Эти партнеры, группы миллиардеров, вместе известная как AAR, заявила, что альянс ВР с «Роснефтью» нарушает условия их акционерного соглашения с ВР, которое обязывает обоих партнеров заниматься инвестиционными возможностями в России исключительно через ТНК-ВР. Они одержали серию побед в судах, которые эффективно заблокировали сделку ВР-«Роснефти».
На этой неделе ВР вступила в переговоры с AAR с целью выкупить у олигархов их долю в ТНК-ВР, что потенциально могло расчистить путь для сделки с «Роснефтью». Но в среду эти переговоры были прерваны, что отрезало ВР один из последних путей к спасению.
По словам источника, знакомого с ситуацией, обе стороны не смогли даже приблизиться к соглашению по поводу оценки доли AAR. Консорциум AAR настаивал, что вся ТНК-ВР стоит, по крайней мере, 70 миллиардов долларов - оценивая, соответственно, свою долю в 50% в 35 миллиардов, и заявлял, что он хочет, чтобы ему примерно 10% заплатили акциями, причем как ВР, так и «Роснефти», а остальное деньгами. В ВР заявили, что цена слишком высока.
Представитель британской компании отказался сказать, сколько ВР была готова заплатить AAR. ВР также отклонила требования российских партнеров о миллиардах долларов компенсаций за то, чтобы те позволили арктическому проекту продолжиться.
Аналитики говорят, что если «Роснефть» согласится отодвинуть крайний срок для окончательного оформления сделки, это может способствовать увеличению давления на олигархов-партнеров ВР со стороны российской правительства с тем, чтобы они согласились решить вопрос, и возможно, пошли таки на выкуп доли ВР и «Роснефтью».
Крах партнерства с ОАО «Роснефть» будет унизительным ударом для ВР и ее исполнительного директора г-на Дадли, который представил эту сделку как доказательство того, что ВР - на пути к восстановлению после опустошительного разлива нефти в Мексиканском заливе.
Вместо этого на первом для себя как для главы ВР ежегодном собрании акционеров г-н Дадли в четверг столкнется с трудными вопросами со стороны держателей акций, и не только о прошлогодней трагедии с платформой Deepwater Horizon, но и об этой вот последней неудачной игре с Россией.
Вечером в среду были серьезные признаки того, что «Роснефть» уже дошла до точки. Руководители «Роснефти» заявили инвесторам на конференции в Лондоне во вторник, что они, весьма вероятно, начнут переговоры с другими потенциальными партнерами для работы в Арктике, по словам людей, знакомых с ходом собрания. Послание компании заключалось в том, что «нет никаких шансов», что сделка с ВР будет продолжена, заявил один из источников.
Представитель «Роснефти» отказался официально комментировать этот вопрос, заявив, что компания сделает заявление в четверг. Представитель ВР заявил: «Когда у нас будет, что объявить, мы объявим».
У «Роснефти» имеется большой простор возможностей в плане поисков замены ВР, говорят аналитики. Прежде чем заключать сделку с ВР, она также вела переговоры с двумя другими западными крупнейшими нефтяными компаниями - американской Chevron Corp. и французской Total SA - именно о совместном освоении Арктики. Exxon Mobil Corp. также приглядывалась к проекту, но решила, что предлагаемые условия непривлекательны, как заявил источник, знакомый с ситуацией. Однако из всех крупнейших игроков нефтяного рынка только ВР была готова рассмотреть масштабный обмен акциями, которого хотела «Роснефть», говорят люди, знакомые с ходом переговоров.
«Я буду удивлен, если мы придем к какому-то новому решению в ближайшие 24 часа», - заявил источник, близкий к ВР. «Трехсторонние переговоры - сложное дело».
Если «Роснефть» закроет-таки дверь для сделки, непонятно, куда это приведет г-на Дадли, помимо замешательства в связи с тем, что под его руководством была отмечена такая огромная неудача. Одним из его главных качеств на посту главы компании, как предполагалось, была смекалка и понимание в отношении России, где он провел пять лет в качестве исполнительного директора ТНК-ВР. Но эта работа плохо закончилась для г-на Дадли, когда он покинул страну в 2008 в разгар другой ожесточенной передряги с AAR.
Если идти дальше, то можно предположить, что и существующее совместное предприятие с ВР может оказаться в состоянии напряженности из-за этой интенсивной перестрелки, хотя люди, близкие к компании, говорят, что она управляется менеджментом, а не акционерами, и вполне способна продолжать работать как обычно.
Аналогичным образом, пока нет признаков того, что оплошность г-на Дадли обернется для него проблемами с советом директоров ВР. Он был назначен на этот пост только прошлым летом, заменив Тони Хэйворда в разгар драмы с разливом нефти в Мексиканском заливе. Компании будет затруднительно вновь менять руководителя, и человек, знакомый с ситуацией, отметил, что совет директоров ВР признает, что сделка с «Роснефтью» была «возможностью, которая выпадает раз в десятилетие, и которой необходимо было воспользоваться».
«Дайте Дадли шанс, - заявил Тим Гиннесс, основатель и главный специалист по инвестициям компании Guinness Atkinson Asset Management, которая владеет акциями ВР примерно на 25 миллионов долларов, - у него сейчас очень много проблем, которые нужно решить».