Стремление Муаммара Каддафи раздавить своей армией все очаги мятежа, который осмелился бросить вызов его власти, не может заставить нас забыть о том, что Европейский Союз сделал его одним из основных партнеров в области противодействия миграции посредством соглашений, финансовой помощи и военно-полицейского сотрудничества.
Тем не менее, эта антимиграционная политика на самом деле не имеет смысла и, если верить демографам и экономистам, противоречит интересам европейских стран. Более того, она ставит под вопрос саму демократию и политические свободы, так как по своей сути нарушает права человека. Она также преступна в прямом смысле этого слова в том плане, что приводит к гибели тысяч людей, как это подтвердил несчастный случай со 150 утонувшими ливийскими беженцами в ночь с 5 на 6 апреля.
Лидеры европейских стран несут ответственность за последствия принятых ими мер и то, каким образом они передают их реализацию государствам Магриба. Фильм Андреа Сержа (Andrea Segre), Дагмави Йимер (Dagmawi Yimer) и Риккардо Биадене (Riccardo Biadene) «Как человек на Земле» (Comme un homme sur la Terre, 2008) в полной мере раскрывает масштабы сговора правительства Сильвио Берлускони с режимом Муаммара Каддафи, а также бесчеловечных действий ливийских офицеров в борьбе с мигрантами. Речь идет о жестоком обращении, пытках, изнасилованиях и убийствах при полном безразличии европейского миграционного агентства Frontex и бюрократическом комфорте, что создают поставки итальянской техники и оборудования.
Тем не менее, прошлогодний инцидент пролил свет на это гнусный сговор Рима с Триполи, да и вообще на равнодушие общественного мнения в Европе. 12 сентября 2010 года ливийский патрульный катер открыл огонь по итальянскому рыболовецкому судну, посчитав его замешанным в перевозке незаконных иммигрантов. В стране разразилась целая буря протестов. Из-за того, что ливийская армия стреляет по безоружным нелегалам? А вот и нет. Дело в том, что мишенями оказались вовсе не те, кого подозревали стрелки, а итальянские граждане, и что по ним открыло огонь то самое судно, которое их правительство передало Триполи в рамках соглашения по сотрудничеству в области борьбы с нелегальной иммиграцией.
То есть скандал был вызван именно ошибкой, а не самим приказом о нападении или же причастностью итальянского правительства к подобному нарушению Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека, морского права, да и вообще, как мне кажется, законодательства Италии. Еще одна немаловажная деталь: на борту судна береговой охраны находились итальянские инструкторы, что красноречиво говорит о масштабах преступного сговора Рима и Триполи. Злоупотребления режима Берлускони, скажут некоторые. Если не считать того, что в этой политике замешаны Европейский Союз и Франция, которая, кстати, применяет подобную практику с Тунисом, Алжиром, Марокко, Мавританией и Сенегалом.
В октябре 2010 года европейский комиссар по внутренним делам Сесилия Мальмстрем (Cecilia Malmström) и комиссар по политике добрососедства Штефан Фюле (Stefan Füle) сообщили после визита в Триполи о «программе сотрудничества», подразумевающей «охрану границ и борьбу с незаконной перевозкой людей», «конкретные меры для системы охраны границ» и «диалог по беженцам».
В соответствии с требованием ливийского правительства, соглашение ссылалось не на Женевскую конвенцию 1951 года о статусе беженцев (основополагающий международный документ в области права на убежище и защиты их прав), а на конвенцию Африканского союза 1969 года по проблемам беженцев в Африке, которую Ливия подписала… но так и не стала соблюдать. Стремясь нагреть руки на политическом рэкете, полковник Каддафи потребовал 5 миллиардов евро в год на то, чтобы «раз и навсегда остановить» нелегальную иммиграцию. Еврокомиссия пообещала ему 50 миллионов в течение двух лет. К тому же, своим отказом от любых ссылок на Женевскую конвенцию 1951 года, она тем самым молчаливо согласилась с тем, что африканцы принадлежат к региону, а не всему человечеству.
Сегодня та ожесточенность, с которой Италия и Франция пытаются спихнуть с себя мигрантов из Ливии и Туниса, хотя некоторые из них являются беженцами и значит имеют право на международную помощь, наглядно демонстрирует, что наше руководство не чувствует неловкости ни из-за сотрудничества с Муаммаром Каддафи (на которого оно сейчас сбрасывает бомбы), ни из-за спровоцированного его действиями риска дестабилизации процесса демократизации в Тунисе. Можно даже подумать, что наши самолеты избегают атак на ливийский флот, чтобы ненароком не повредить инструмент антимиграционной политики!
Мое пожелание предельно просто. Я хочу прожить достаточно долго для того, чтобы увидеть на скамье подсудимых в Международном уголовном суде всех президентов, министров, военных и полицейских чиновников, руководителей Еврокомиссии, директоров авиакомпаний и частных охранных предприятий, которые, прикрываясь народной волей, иерархией, административными требованиями и необходимостью выполнить условия контракта, каждый день идут против международного права, вызывая смерть и страдания тысяч себе подобных. Наши политики объявили войну иммиграции и терроризму, но не желают соблюдать военное право. И даст Бог, однажды они за это расплатятся.
Жан-Франсуа Баяр - научный директор Национального центра научных исследований.