Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Не сфальсифицированы ли доказательства вины нациста Демьянюка?

© ReutersВ Мюнхене начался суд над Иваном Демьянюком
В Мюнхене начался суд над Иваном Демьянюком
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Суд над 91-летним Иваном Демьянюком, которого обвиняют в соучастии в уничтожении как минимум 27900 евреев в концлагере Собибор на территории оккупированной нацистами Польши во время Второй мировой войны, принял неожиданный оборот: защита попросила судей приостановить слушания по делу в связи с появлением новых данных, свидетельствующих о том, что важнейшие улики по делу были сфальсифицированы.

Суд над 91-летним Иваном Демьянюком, которого обвиняют в соучастии в уничтожении как минимум 27900 евреев в концлагере Собибор на территории оккупированной нацистами Польши во время Второй мировой войны, принял в среду новый и весьма неожиданный оборот, когда защита попросила судей приостановить слушания по делу в связи с появлением новых данных, свидетельствующих о том, что важнейшие улики по делу были сфальсифицированы.

Когда юристы на суде в Мюнхене завершали свои выступления, защита Демьянюка привлекла внимание судей к заключению экспертов ФБР, которое долгие годы хранилось в тайне, и которое во вторник удалось получить Associated Press. В нем оспаривается подлинность нацистского удостоверения личности Демьянюка, которое было главной уликой обвинения. Согласно этому заключению, которое датируется 1985 годом, ФБР пришло к выводу, что агенты КГБ в бывшем Советском Союзе «вполне могли сфабриковать» улики в рамках кампании очернения антикоммунистических эмигрантов. Журналисты из Associated Press говорят, что они обнаружили в государственном архиве Мэриленда отчет местного отделения ФБР среди папок с делами, которые были рассекречены после депортации Демьянюка из США в мае 2009 года для проведения над ним суда в Германии.

Уроженца Украины Демьянюка обвиняют в том, что с марта по сентябрь 1943 года он был охранником в лагере смерти Собибор. В связи с тем, что со времени предполагаемого преступления прошло 70 лет, и что живых свидетелей не осталось, обвинение столкнулось с трудностями в деле против Демьянюка, и при изложении своих доводов полагалось на исторические документы, письма, расписания дежурств охранников и показания умерших свидетелей. Ключевой уликой стало удостоверение члена СС, на котором есть фотография Демьянюка. Обвинение сочло его убедительным доказательством того, что подозреваемый был в учебном центре для охранников СС Травники, и что в марте 1943 года его перевели в Собибор.

В Собиборе было уничтожено примерно 250 тысяч человек, в основном евреев. Немецкое обвинение заявляет, что согласно данным расследования, Демьянюка в 1940 году призвали в армию. В 1942 году немецкие войска взяли его в плен, после чего он добровольно согласился работать охранником СС в лагере смерти, предпочтя эту работу перспективе гибели в плену. «Прибыв в Собибор, он не мог не знать, что в лагере истребляются доставляемые туда евреи», - заявил 22 марта в своем заключительном слове в суде Мюнхена прокурор Ганс-Хоаким Луц (Hans-Joachim Lutz). – Но несмотря на это, он не дезертировал, хотя имел такую возможность, когда был не на дежурстве и выполнял задания за пределами лагеря».

По поводу заключения ФБР, в котором подвергается сомнению подлинность удостоверения СС, Луц сказал TIME, что «удостоверение Демьянюка было подвергнуто многочисленным судебным экспертизам … и они показали его подлинность». Луц опроверг заключение ФБР, назвав его устаревшим, и добавил: «Это мнение одного-единственного сотрудника ФБР, изложенное в 1985 году, и с тех пор изменившееся».

Во время этого необычного процесса, который с момента своего начала в ноябре 2009 года тормозится из-за многочисленных задержек, связанных, среди прочего, с болезнью Демьянюка (у него заболевание костного мозга и прочие недуги) обвинение настаивало на том, что Демьянюк был неотъемлемой частью «нацистской машины». Будучи охранником в лагере, он разделял идеологию нацизма и несет ответственность за то, что отправлял евреев, в основном депортированных из Голландии, в газовые камеры Собибора.

Демьянюка выслали из США, где он осел в 1952 году, после длительной судебной баталии, сопровождавшейся весьма театральными сценами. Его родственники утверждали, что он тяжело болен, и поэтому не может предстать перед судом. Но когда суд все же начался, Демьянюк, надев знакомую сегодня многим бейсбольную кепку и темные очки, большую часть времени следил за процессом с больничной койки, поставленной в зале заседаний. Этот бывший работник автозавода в Огайо отвергает обвинения, заявляя, что никогда не работал нацистским охранником. Защитник Демьянюка Ульрих Буш (Ulrich Busch) давно уже настаивает, что его удостоверение СС поддельное. В среду он указал на заключение ФБР, в котором говорится, что следствие, скорее всего, вскрыло советскую схему дискредитации «известных эмигрантов-диссидентов, которые открыто выступали и/или возглавляли эмигрантские организации, находившиеся в оппозиции к советскому руководству».

Демьянюка не впервые обвиняют в том, что он нацистский преступник. В 1988 году суд Израиля приговорил его к смертной казни, когда Демьянюка опознали как охранника-садиста по кличке «Иван Грозный» из концлагеря Треблинка. Но Верховный суд Израиля в 1993 году отменил приговор, когда по показаниям других бывших охранников нашли настоящего «Ивана Грозного», которым оказался совсем другой украинец.

Проходящий в Германии суд, скорее всего, станет последним крупным процессом по военным преступлениям нацистского режима. Он должен закончиться в середине мая. Обвинение требует для Демьянюка шести лет тюрьмы, что меньше максимального срока, составляющего в Германии 15 лет. Оно принимает во внимание его возраст и тот срок, который Демьянюк отбыл в израильской тюрьме. Для родственников уничтоженных в Собиборе людей, которые выступают на суде в Мюнхене в качестве соистцов, что разрешается законодательством Германии, это долгий и мучительный процесс ожидания. Несмотря на преклонный возраст Демьянюка и слабое здоровье, они считают, что справедливость все же должна восторжествовать.