В условиях, когда менее года остается до российских президентских выборов 2012 года, то, что поначалу казалось неплохой, здоровой политической интригой, может оказаться более грязным делом - Дмитрий Медведев, президент, и Владимир Путин, премьер-министр, единственные реальные кандидаты, явно выглядят как люди, которые открыто не в ладах по вопросу о том, кто из них будет выдвигаться.
С тех пор как г-н Медведев пришел к власти в 2008 году, на смену г-ну Путину, его политическому наставнику, которому было запрещено конституцией избираться на третий срок подряд, по протекции последнего, большинство россиян просто предположили, что он будет «греть кресло» до возвращения своего предшественника в 2012 году.
Но г-н Медведев попытался бросить вызов этому общепринятому мнению в последние три недели и начал делать намеки на свои собственные президентские амбиции.
В прошлом месяце он отчитал г-на Путина, назвав его комментарии по поводу войны в Ливии, которую Путин сравнил с крестовым походом, «неприемлемыми». Затем на этой неделе он вынудил одного из самых доверенных полководцев господина Путина, Игоря Сечина, вице-премьера, уйти со своего поста председателя совета директоров «Роснефти», государственной нефтяной компании, выпустив указ, запрещающий министрам занимать посты в советах директоров госкомпаний. Во вторник он сделал свое самое смелое заявление на тему того, останется ли он во главе страны. «Я не исключаю, что я буду выдвигаться на второй президентский срок», - заявил г-н Медведев китайскому государственному телевидению в преддверии своего визита на саммит развивающихся экономик в Пекине.
Г-н Путин, тем временем, судя по всему, наносит ответный удар. В среду он, как это было воспринято, ответил на вызов президента, когда сказал журналистам, но еще рано делать какие-либо заявления на тему выборов. Г-н Путин добавил, что «суматоха и суета» уже нарушает работу правительства. «Если мы сейчас дадим какие-то неверные сигналы (по поводу выборов), половина администрации и больше половины правительства перестанут работать в ожидании каких-то перемен», - заявил он журналистам. «Каждый должен, как святой Франциск, мотыжить свой участок», - пошутил он.
Внутренняя борьба в Кремле - дело не новое. Нынешнее гадание на кофейной гуще напоминает кремлинологию в стиле времен холодной войны, когда армии аналитиков ЦРУ сосредоточенно изучали распределение мест на первомайских парадах, делая выводы о перестановках сил в Кремле.
Даже российские эксперты признают, что они в растерянности. «Если кто-нибудь скажет вам, что он знает, что происходит, то он лжет» - вот как бывший высокопоставленный кремлевский чиновник обозначил все это в интервью Financial Times.
Один из официальных лиц, близких к г-ну Путину, заявил, что оба они - и премьер-министр, и президент - заинтересованы в том, чтобы все продолжали гадать. В тот момент, когда один из них станет кандидатом, власть другого уменьшится. «Никто не хочет, чтобы другой стал хромой уткой», - сказал он.
Александр Ослон, глава фонда «Общественное мнение», который работал и с г-ном Путиным, и с г-ном Медведевым, заявил, что несмотря на разногласия, оба они все равно люди одной команды, «примерно как главный управляющий и председатель совета директоров крупной корпорации». «Конечно, они могут быть не согласны между собой, порой публично, но это нормально».
Но он признал, что даже он не знает, кто из них будет выдвигаться, и допустил возможность, что они даже могут пойти на всеобщие выборы вместе, конкурируя друг с другом.
Смятение и суматоха имеют место быть на фоне ухудшающихся показателей общественного доверия правительству и росту настроений социального протеста. Некоторые эксперты говорят, что российские избиратели быстро разочаровываются в обоих возможных вариантах, что породило сомнения в среде истэблишмента на тему способности правительства руководить мягким переходом власти.
«Период политической стабильности подходит к концу», - говорится в мартовском отчете Центра стратегических исследований, исследовательского центра, тесно связанного с партией «Единая Россия» г-на Путина, чьи ужасные заключения, основанные на обширных фокус-группах, вызвали переполох и замешательство в московских политических кругах.
Г-н Ослон заявил, однако, что выводы, сделанные в этом отчете, «в действительности не имеют под собой никаких оснований». Он добавил, что хотя рейтинги обоих членов тандема и падали, это падение последовало за резким ростом во время экономического кризиса 2008-2009 годов. В общем, 60% россиян «положительно настроены» по отношению к г-ну Путину и г-ну Медведеву, заявил он. «Они оба получают золотую медаль от населения».