В истории мировые империи всегда предпочитали соперничать друг с другом, разделяя и властвуя в угоду собственным интересам. Словно следуя известной поговорке про медведей в одной берлоге, они с трудом уживались, порождая пустую вражду, которая лишь укоренялась с течением столетий.
Намного реже сильные государства объединялись во имя общих идеалов, и мир ненадолго преображался. Одним из таких поистине грандиозных исторических событий стало политическое сближение России, Германии и Австро-Венгрии, получившее название «союз трех императоров».
Подобные коалиции уже встречались в европейской истории, к примеру в эпоху наполеоновских войн. Однако новый союз, у истоков которого стояли русский, немецкий и австрийский императоры, был принципиально иным. Это было не тактическое объединение против общего врага вроде Наполеона, но единое стремление к процветанию Европы. Александр II в одном из своих посланий германскому императору писал: «Я глубоко убежден, что пока оба наши государства останутся в дружбе, вся Европа может еще быть спасена от всеобщего разрушения». Речь шла о грядущих революционных потрясениях, которые уже пошли трещинами по фундаменту могущественных европейских монархий.
В конце августа 1872 года российский император Александр II прибыл в Берлин. Германский монарх Вильгельм I приходился ему дядей, который и пригласил своего племянника принять участие в переговорах с австрийским императором Францем-Иосифом. По воспоминаниям современников, церемония сопровождалось пышными военными парадами и придворными торжествами. Три императора сошлись на том, что их главной заботой является «поддержание мира и порядка в Европе». Так было положено начало новому стратегическому союзу, значение которого, кажется, еще не в полной мере осмыслили историки и дипломаты.
Но многие вопросы еще оставались открытыми. Не секрет, что политические взаимоотношения России с Австро-Венгрией складывались не столь безоблачно, как с Германией. Камнем преткновения была балканская проблема, решить которую, к слову, так и не удалось вплоть до Первой мировой войны. Однако важнее было общее благополучие Европы, к которому в равной степени стремились три императора. Тем более, среди берлинской и венской знати находилось все больше и больше сторонников дружбы с Россией. Правда, сохранялись еще некоторые формальности, потому что между сторонами не было подписано официальных договоренностей.
25 мая 1873 года во дворце Шенбрунн под Веной было заключено долгожданное письменное соглашение между Россией и Австро-Венгрией. Вскоре к нему присоединилась Германия. «Союз трех императоров» состоялся! По сути, он выразился в политической конвенции, по которой страны обязались координировать свои действия. Вместе с тем сложился династический альянс, способный помочь в решении самых запутанных противоречий. Нарушенные отношения между империями были восстановлены, а имеющиеся – укреплены.
После трагической гибели Александра II от рук революционных террористов, «союз трех императоров» продолжил его сын Александр III. 6 июня 1881 года в Берлине был подписан очередной договор, дополненный взаимными гарантиями России, Германии и Австро-Венгрии. Консервативные монархии договорились об уважении взаимных геополитических интересов. В частности, вторая статья гласила: «Три двора, желая избежать всяких разногласий между собой, обязуются взаимно считаться с интересами договаривающихся сторон на Балканском полуострове. Сверх того, они дают взаимное обещание в том, что какие-либо изменения в территориальном status quo вышеназванного полуострова могут произойти не иначе, как по взаимному их соглашению».
Кажется, «союз трех императоров» попытался представить болезненный балканский вопрос общим для трех империй. Но этого не получилось. Страны попросту не смогли совместить свои интересы, да и вряд ли такой компромисс вообще был возможен. Образно выражаясь, балканская берлога и на этот раз оказалась единственной для нескольких медведей. Несложно предугадать, к чему это привело. Причем трагичность ситуации выразилась в том, что именно на Балканах была заложена бомба замедленного действия, которая стала взрываться в самые неподходящие моменты.
В 1885-86 годах российско-австрийские отношения обострились. Этому поспособствовала и внешнеполитическая ориентация Болгарии, и сербско-болгарская война. Австрия вышла из соглашения, что привело к распаду «союза трех императоров». Вероятно, русский царь Александр III в нем тоже разочаровался, все чаще говоря о том, что «у России есть только два союзника: армия и флот». Хотя номинально оставался и третий союзник – Германия, с которой был подписан договор перестраховки. Окончательно все рухнуло, когда прогремел гром Первой мировой, раскаты которого начали расходиться все с тех же Балкан.
История показывает, что все грандиозные союзы недолговременны. Увы, нет ничего вечного, тем более в международной политике. Так вышло и с «союзом трех императоров», ставшим попыткой обновления Европы на монархических началах. Задумка о европейском благоденствии, бесспорно, была хороша. Но форма и методы явно не соответствовали духу времени. В итоге империи трех императоров сгорели в пожаре европейской войны и на историческую арену вышли совершенно другие силы. Впрочем, и те уже сгинули в прошлом.