Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Грузия: Сдаем в утиль все, что блестит

Россия дестабилизирует рынки цветных металлов picture
Россия дестабилизирует рынки цветных металлов picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пару недель назад 75-летняя жительница грузинского села Гаястан Шакарян в одночасье стала знаменитой: все СМИ сообщили о женщине, которая в процессе поиска медного лома повредила лопатой провод, лишив Интернета Грузию вкупе с Арменией. Эта история имеет отношение не столько к вопросу нарушения интернет-связи, сколько к менее высокотехнологичной и гламурной теме сбора металлолома.

Пару недель назад 75-летняя жительница грузинского села Гаястан Шакарян в одночасье стала знаменитой: все СМИ сообщили о женщине, которая в процессе поиска медного лома повредила лопатой провод, лишив Интернета Грузию вкупе с Арменией. На самом же деле эта история имеет отношение не столько к вопросу нарушения интернет-связи, сколько к менее высокотехнологичной и гламурной теме сбора металлолома.

 

Малоизвестный для посторонних, сектор металлолома – рекламируемый на придорожных плакатах одним написанным от руки словом «металлолом» – превратился в один из наиболее прибыльных секторов экономики Грузии. Вышедший в 2010 году на третье место среди главных статей экспорта республики (151,03 млн. долларов), металлолом с легкостью обошел такие более известные сектора, как виноделие и производство минеральной воды (69,4 млн. долларов).

 

Гаястан Шакарян отрицает, что повредила оптоволоконный кабель в ходе поиска медного лома, но в местности, где она проживает, как и на большой части сельской территории Грузии, такое занятие, как сбор населением металлолома, трудно не заметить. У дороги, ведущей в ее село Армази, что в 29 км к северу от Тбилиси, стоят два пункта по сбору металлолома. В одном их них предлагают 360 лари (215,71 доллара) за тонну металла.

 

В стремлении подзаработать тысячи жителей Грузии, зачастую вооруженные самодельными металлоискателями, привычно ищут провода и металл на развалинах старых заводов и строек и выискивают старые печки и бытовые приборы, чтобы продать их сборщикам утиля в Тбилиси, Кутаиси и других городах.

 

Гаястан Шакарян занималась поиском металла, за который лучше всего платят: сборщики дают за медный лом целых 11 лари за килограмм (около 4 долларов за фунт). А это означает, что таблички, которыми часто помечают проложенный под землей оптоволоконный кабель, вроде того, который якобы откопала пожилая женщина, действуют для сборщиков металлолома как магнит.

 

Локомотивом же развития рынка металлолома в Грузии выступает крайняя нищета населения. По официальным данным, уровень безработицы в Грузии составляет чуть больше 16 процентов, по неофициальным же оценкам, свыше половины трудоспособного населения республики, насчитывающего 1,99 млн. человек, не имеют работы или заняты неполный рабочий день. Между тем многим пожилым жителям Грузии вроде Гаястан Шакарян, обычно проживающим вместе со своими детьми и близкими родственниками, приходится как-то пополнять свои мизерные государственные пенсии в 80 лари (48,78 долларов).

 

Сын Гаястан Шакарян Серго признался EurasiaNet.org, что его престарелая матушка регулярно занимается сбором лома, чтобы пополнить семейный бюджет. Но, по его словам, у нее не хватило бы сил, чтобы раскопать закопанный в земле кабель или перерубить его лопатой.

 

Пенсионерке, которой за повреждение кабеля связи 28 марта грозит теперь до трех лет лишения свободы и энная сумма штрафа, находится пока на свободе, но с журналистами не разговаривает. Возбужденное в отношении нее уголовное дело, похоже, не отвратило других сборщиков металлолома Грузии от этого занятия.

 

По словам одного владельца пункта металлолома в предместье Тбилиси, назвавшегося Тамази, люди «приходят буквально отовсюду, даже из регионов», чтобы сдать ему свои находки. "Люди, у которых дома есть два горшка, один оставляют себе, чтобы готовить в нем ужин, а второй приносят сюда, чтобы выручить деньги на покупку пасхи и яиц для праздника", – рассказывает он, а потом принимает у молодого человека пластиковую сумку с ржавыми на вид трубами с медным покрытием. Меньше чем через минуту молодой человек спешит восвояси, положив в карман чуть больше 20 лари (12 долларов).

 

Но этот бизнес идет на благо не только отдельным лицам.

 

Грузинские сборщики сдают собранный лом в крупные специализированные пункты, которые обычно продают металл фабрикам в Турции, Индии и Бангладеш, говорит заместитель заведующего кафедры экономики и бизнеса Тбилисского государственного университета Георгий Гаганидзе. Это, в свою очередь, помогает увеличить объем экспортных доходов страны и сократить дефицит торгового баланса.

 

Основу этой торговли составляют остатки фабрик и заводов, построенных при советской власти из «анормального количества металла», отмечает экономист.

 

Местные жители Рустави – ржавеющего бывшего металлургического центра – еще помнят те времена, когда один предприимчивый бывший строительный рабочий попытался заработать на проводах системы резервного электроснабжения. По ошибке он перерезал провод под напряжением, обесточив все предприятие.

 

Большинством сборщиков металлолома движет отчаяние, подчеркивает владелец пункта металлолома Тамази. «Это люди, живущие в нищете, – говорит он. – Если бы у них была работа, они бы сидели в конторе и получали бы зарплату. Кто же захочет копаться в грязи?»