Олег Дерипаска, миллиардер из сферы российской металлургии, планирует начать воротить нос от Лондона, где торгуется большая часть бумаг его инвестиционной империи “Базовый элемент», в течение ближайших двух лет.
43-летний олигарх в прошлом году шокировал горнодобывающую отрасль, когда предпочел Гонконг Лондону для листинга своей ОК «Русал», при котором крупнейший производитель алюминия в мире был оценен в 20 миллиардов долларов. Лондон традиционно являлся мировым центром финансирования горнодобывающей сферы.
Г-н Дерипаска планирует выпустить на биржу несколько компаний к 2013 году, таких, например, как строительная компания и компания по производству машин и оборудования. Однако жадные до процентов банкиры в Лондоне вряд ли получат важные роли в этих транзакциях на многие миллиарды долларов.
«Лондон – отличное место (для эмиссий), но не в данный момент», - заявил Дерипаска, который владеет шестиэтажным домом в Белгрэйвии стоимостью 25 миллионов фунтов стерлингов. «Я не вижу преимуществ, когда сравниваешь затраты здесь с затратами в России, Китае или на европейских платформах. Они несколько более эффективны. Одна из основных статей расходов в Лондоне – это проблема с регулированием, с корпоративными правилами».
У г-на Дерипаски есть и две другие серьезные причины с сомнением относиться к Великобритании. В 2009 году компания LDV, производитель микроавтобусов из Бирмингема, была передана во внешнее управление, всего три года спустя после того как ее купил г-н Дерипаска. В то время г-н Дерипаска пытался справиться с огромным долговым грузом «Русала», который по-прежнему составляет 11,5 миллиардов долларов (по состоянию на 31 декабря), несмотря на серьезную реструктуризацию, и был крайне раздражен отказом правительства предоставить бридж-кредит на 30 миллионов фунтов стерлингов для спасения LDV.
Тогда министром по делам бизнеса и инноваций Британии был лорд Мэндельсон, который был в центре другого случая, ставшего причиной для раздражения в Великобритании – так называемого «яхтгейта». В 2008 году выяснилось, что г-н Мэндельсон и тогдашний министр финансов теневого кабинета Джордж Осборн встречались с г-ном Дерипаской на его яхте на Корфу, что вызвало серьезную ссору между политиками.
Г-н Дерипаска, весьма вероятно, продолжит концентрировать внимание на Гонконгской фондовой бирже для своей следующей серии листингов. Он сказал, что добился тесных отношений «на разных уровнях» с китайским правительством, и видит потенциал для роста в быстро развивающейся Внутренней Монголии и в западных провинциях Китая.
Следующим листингом скорее всего станет выход на биржу энергетической группы «ЕвроСибЭнерго» (EuroSibEnergy), оцениваемой в 5,6 миллиарда долларов. Попытки вывести компанию на биржу начали пробуксовывать в прошлом году, когда Пекин не дал добро на то, чтобы государственная китайская компания China Yangtze Power Company стала якорным инвестором в «ЕвроСибЭнерго».
Однако г-н Дерипаска заявил, что объявление о «транзакции» с участием «ЕвроСибЭнерго» последует вскоре, и потом это приведет к листингу. Недавно сообщалось, что компания ведет переговоры об обмене акциями с «Русгидро», российской государственной компанией.
«Русал», самая известная компания г-на Дерипаски, тоже может столкнуться с серьезной биржевой перетасовкой. Ее первый замглавы Владислав Соловьев заявил, что «Русал» к концу года решит, продолжать или нет процесс вторичного размещения на Euronext в Париже.
«Нам нужно обдумать, какая из бирж даст нам больше ликвидности», - заявил г-н Соловьев, который рассматривает вопрос о замене Euronext на другую биржу. «Например, в Торонто много имеющих листинг металлургических игроков, а в России у нас есть доступ к инвесторам».
«Русал» сейчас вовлечен в огромную битву с холдингом «Интеррос» по поводу будущего «Норильского никеля», никелевого и палладиевого гиганта в северной Сибири. «Интеррос» владеет около 30% акций «Норникеля», и как считается, контролирует компанию, в то время как у «Русала» 25%, и компания уверена, что «Норникель» сильно недооценен из-за плохого управления.
Борьба дошла даже до Лондона, где арбитражный суд должен решить вопрос по поводу обвинений с обеих сторон акционеров в отношении другой стороны в нарушении соглашения об управлении «Норильским никелем». «Русал», по неофициальным данным, хочет возмещения ущерба в 1,5 миллиарда долларов.
Г-н Соловьев заявил: «Норильский никель» сейчас стоит 51 миллиард долларов, но мы уверены, что он мог бы стоить и 80, и сто миллиардов – если улучшить эффективность работы и корпоративное управление».
Он считает, что «Норильскому никелю» нужно улучшить логистику и объединить склады, чтобы убрать дублирование расходов. Также, раз «Норильский никель» является фактически монополистом, компания должна брать больше денег за свою продукцию.
Сейчас наблюдается что-то вроде перемирия, после того как голосование по членам совета директоров вылилось в лучший баланс представителей как «Русала», так и «Интерроса», так и независимых членов совета, которые являются приемлемыми для обеих сторон.
Г-н Дерипаска, как говорят, плотно занимается «Русалом». Владимир Полин, директор дивизиона «Восток» компании, который управляет пятью крупнейшими металлургическими комбинатами компании и строит еще два, сказал: «Давайте просто скажем, что он (г-н Дерипаска) следит за событиями».
Как и инвесторы, которые теперь, как ожидается, будут посещать комбинаты раз в шесть месяцев, раз «Русал» будет подвергаться бОльшим осмотрам и исследованиям как публичная компания. Евгений Никитин, управляющий директор Красноярского алюминиевого завода в южной Сибири, заявил, что группа из 26 инвесторов приезжала с обзорной поездкой на его завод вскоре после листинга в январе этого года.