Если у вас, как и у меня, есть одна или несколько карт Будапешта, припрячьте их и сохраните. Через нескольких месяцев они превратятся в исторические документы, поскольку в ратуше, управляемой, как и вся остальная Венгрия, консерваторами из партии «Фидес» (Fidesz), собираются переименовать некоторые улицы и пощади и переместить, по меньшей мере, один памятник.
Мэр Будапешта Иштван Тарлош (István Tarlós), конечно, благоразумный консерватор, он не хочет нажить проблемы и с местными противниками, и с бывшей оккупационной державой одновременно, поэтому подготовка к смене названий, связанных с Советским Союзом, идет постепенно.
Тарлош занимает свой пост с октябрьских выборов, но только две недели назад городская администрация исключила из списка почетных граждан Будапешта Иосифа Сталина, вместе с другими врагами венгерского народа, сплошь австрийскими и русскими генералами, которые в 1848 году участвовали в подавлении венгерской революции.
С площадями действуют деликатнее. Наверное, каждый гость венгерской столицы замечал, что Московская площадь (Moszkva tér) – важный коммуникационный узел. Уже в 2001 году ратуша, где тогда были социалисты и либералы, отвергла предложение консерваторов, снова переименовать площадь в честь Кальмана Селла (Kálmán Széll), успешного политика и экономиста второй половины 19-го века. Главным аргументом было то, что переименование стоило бы слишком дорого, потому что надо было бы менять обозначения на всей транспортной системе. Идеологический аргумент (площадь так назвал коммунистический диктатор Матьяш Ракоши (Mátyás Rákosi)), был отвергнут еще в сентябре прошлого года до местных выборов в основном из-за того, что его предложило экстремистское движение «Йоббик» (Jobbik), утверждавшее, главным образом, что «это позор» иметь такое имя в центре столицы.
Иштван Тарлош, избранный по списку партии «Фидес», но не являющийся членом партии, в ходе вновь разгоревшейся дискуссии сказал, что у него нет однозначного мнения о возвращении старого названия. И это не нравится крайним консерваторам, указывающим на то, что название известной всем горожанам площади напоминает о ненавистной советской оккупации и подавлении восстания в 1956 году.
Определенное оживление, безусловно, настало тогда, когда Тарлош поддержал идею властей пятого округа (Pešt) переименовать бывшую площадь Рузвельта в площадь Сечени (István Szécheny), великого реформатора первой половины 19-го века. Причина, по мнению инициатора перемен, председателя Венгерской академии наук Йозефа Палинкаса (József Pálinkás), проста: место в центре города не имеет с Рузвельтом ничего общего, зато рядом находится известный цепной мост и Академия наук, и то, и другое тесно связано с Иштваном Сечении.
После опыта Эстонии в 2007 году еще больший интерес может вызвать идея убрать с площади Свободы (Szabadság tér, правительственный район в центре) памятник советским войнам и переименовать площадь в площадь Рузвельта. И хотя туристы со старыми картами запутаются, логика в этом есть, потому что именно здесь находится американское посольство. Памятник советским воинам – единственный общественный объект в городе рядом с парламентом, где есть постоянная охрана и забор с проволокой. Венгры Советам (русским) не могут забыть 1956 год, и они соответствующим образом давали это понять на памятнике.
Тарлош уверил, что он не хочет дипломатических скандалов и что перемещение памятника не так актуально. Пресс-служба мэрии на вопрос HN ответила, что в настоящее время по этому вопросу они ничего сказать не могут, потому что через Министерство иностранных дел идут переговоры с Москвой.
Чем закончится эта историческо-ревизионистская каша по переименованию, пока непонятно. Но ясно одно: когда мы едем в Будапешт, на самолете, мы попадает в только что переименованный международный аэропорт Ференца Листа (Ferenz Liszt). В год 200-летия со дня рождения композитора такая перемена в контексте выше сказанного кажется почти естественной, хотя в правительстве из-за этого разгорелся скандал, кабинет распустил Комиссию по географическим названиям и создал новую, которая меньше и у которой меньше полномочий. Но это уже другая история.