Российское правительство в принципе приняло решение о выплате трудовых пенсий эмигрантам, уехавшим в Израиль из России до 1993 года. Вчера российский посол Петр Стегний официально объявил об этом министру абсорбции Софе Ландвер (Sofa Landver).
Сейчас над соглашением работают эксперты российского министерства здравоохранения и социального развития, однако прежде, чем соглашение получит в России статус закона, Израилю придется предоставить России значительное количество данных. Этот шаг свидетельствует об изменении российской позиции, которая раньше предполагала что эмигранты, отказавшиеся от советского гражданства, также отказались и от права на пенсии.
По данным израильского русскоязычного сайта Izrus, Израиль должен будет предоставить России список пенсионеров, инвалидов труда, жертв Чернобыльской катастрофы, а также точные данные о дате эмиграции, части бывшего СССР, в которой проживал и работал будущий пенсионер, его рабочем стаже (если он превышал пять лет) и другую информацию. В советской России пенсионный возраст составлял 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Матвей Соперсон, не один год работавший над проблемой пенсий, заявил Haaretz, что, как он считает, это решение коснется до 100 000 израильтян, которые смогут получить прибавку к пенсии размером в 120-250 долларов. «Можно предположить, что к январю 2012 года процесс будет завершен, и решение станет законом. Пенсионный фонд выделит для этих выплат отдельный бюджет».
Пока не ясно, будут ли выплачиваться пенсии за предыдущие годы.
«Это станет весомой прибавкой к нашим пенсиям, - говорит 83-летняя жительница Ашдода Розалия Марголис, почти 40 лет проработавшая в Советском Союзе. – Я не голодаю, однако все время экономить не слишком приятно, особенно при росте квартплаты и цен на основные продукты. Надеюсь, на сей раз, они сдержат свое слово».
В прошлом году и в начале этого года Европейский суд в Страсбурге обязал Россию выплатить 30 эмигрантам пенсии с 1998 года плюс компенсацию за неудобства, перенесенные ими после того, как российский Верховный суд отменил предыдущее решение местного суда, согласно которому пенсии должны были выплачиваться.
72-летний Эммануэль приехал в Израиль вместе с женой в 1991 году из крупного промышленного города на Урале. По его словам, его пенсия и пенсия жены вместе составляют 2000 шекелей, и ему приходится подрабатывать охранником.
«Буду ли я рад дополнительной пенсии? Я буду рад каждому центу, каждому рублю, которые мы получим от них после 30 лет работы. Сколько я получу? 150-200 долларов в месяц? Мы примерно столько за месяц тратим на еду, поэтому как же мне не радоваться?»